Такая разная Москва. Раскрываем грани столицы вместе с журналистом газеты “Грани”
Москва — удивительный город. Потому что, в каком бы возрасте, в какой компании и в какое время года ты бы здесь ни оказался, она каждый раз открывается для тебя с новой стороны.
Москва — удивительный город. Потому что, в каком бы возрасте, в какой компании и в какое время года ты бы здесь ни оказался, она каждый раз открывается для тебя с новой стороны. Увлекает, какие бы интересы ты ни имел. Предстает такой разной и никого не оставляет равнодушным.
В этот раз в столице я оказалась ранней весной. И пока погода за окном приводила всех к унынию, мы с сестрой удовлетворяли свое любопытство в музеях и на экскурсиях. Составьте список своих интересов, найдите подходящие места с помощью интернета — и вперед!
В “Булгаковском доме” Столица цепляла многих поэтов и писателей, причем каждого по-своему. Самый детальный и в то же время загадочный образ Москвы удалось создать Михаилу Булгакову.
Прочитав роман “Мастер и Маргарита” и узнав о “нехорошей квартире”, тысячи фанатов приходили в дом № 10 на Большой Садовой улице, в котором когда-то жил писатель. Жильцы дома так устали от постоянных расспросов, что повесили объявление о том, что музея здесь нет и быть не может. Но вопреки их словам он появился. И не один.
Нам захотелось ощутить атмосферу мистического романа, поэтому мы пошли в музей, посвященный творчеству писателя, — “Булгаковский дом”.
Когда мы оказались во дворе дома на Большой Садовой улице, нас не покидало чувство дежавю: как будто все это уже где-то видели. Внутренний интерьер возвращал нас в 30-е годы прошлого века. Буфет напоминал ресторан Грибоедова из романа. А сам музей, как сообщают организаторы, является местом объединения любителей литературы: здесь проходят творческие и поэтические вечера, презентации книг и встречи с писателями.
Что касается экспозиции, то в первом зале собран архив фотографий, документов, личные вещи писателя. Посетители узнают (или вспоминают) факты из жизни Михаила Булгакова: о нелегкой работе земского (на которого приходилось 37 тысяч пациентов) и фронтового врача, а также о личной жизни.
Экскурсовод поведала легенду, о которой я слышала впервые. Якобы маленькому Мише цыганка предсказала троекратную женитьбу. И добавила, что первая его супруга будет от Бога, вторая — от людей, а третья — от дьявола. И, судя по всему, пророчество сбылось. Вспомним юношескую любовь Татьяну Лаппа, настоящую светскую леди Любовь Белозерскую и его музу Елену Сергеевну, которая стала прототипом Маргариты.
Уделили внимание немаловажному факту, который часто вводит в заблуждение читателей (меня, признаться, в том числе). Многие слышали о том, что, будучи врачом, Булгаков пристрастился к морфию. И в этом видели причину странности сюжетов произведений. Однако с зависимостью было покончено задолго до появления литературного творчества в его жизни.
В остальных залах хранятся публикации писателя, экспонируются временные выставки современных художников, вдохновившихся его произведениями. Сам музей организовал выставку “Дамский магазин” с аксессуарами женского гардероба того времени (шляпки, сумочки и другие мелочи). Вспомним сеанс черной магии в Варьете и увидим, что же являлось предметом такого вожделения.
Большое внимание уделено и драматургической деятельности Булгакова. При жизни он был известен в Советском Союзе и за рубежом в первую очередь как драматург. Кстати, если кто-то не знает, именно его пьеса “Иван Васильевич” легла в основу знаменитого фильма Леонида Гайдая.
Но какой же музей про Булгакова без загадок и мистики, подумали организаторы и создали две тайные комнаты. В первой просто невероятная атмосфера: тоннель со сценами из “Мастера и Маргариты”, а на стене посмертная маска автора. Вторая комната — это кабинет доктора Полякова (главный герой “Морфия”). Тут же можно найти отсылки и к другим произведениям Булгакова.
В музее живет большой черный кот Бегемот. О пушистом гражданине мы слышали. И посчитали бы свою экскурсию неполноценной, если бы его не встретили. К счастью, после обхода музея мы заметили Бегемота спящим на стойке возле буфета. Он чувствует себя здесь настоящим хозяином. А выглядит соответственно своему образу: шерстка на макушке торчит так интересно, что кот вполне смахивает на своеобразного дьяволенка.
Звезда по имени СолнцеНастоящая легенда. Его становление видели мои бабушки и дедушки, на его концерт в юности мечтали попасть мои родители, благодаря его песням я научилась играть на гитаре, а сейчас этим песням подпевает моя шестилетняя сестренка.
Мы не могли упустить шанса посетить выставку “Виктор Цой. Путь героя”. Честно говоря, я практически ничего не знала о личности легендарного музыканта, но всегда хотела прикоснуться к истории его жизни.
11 тематических залов посвящены разным сферам деятельности и периодам жизни Виктора Цоя: биографии, работе на Камчатке, записи альбомов, родным и близким, стилю одежды, съемкам в фильмах, художественной деятельности, поездкам за границу, выступлениям и гастролям, смерти и жизни после смерти.
Здесь нет экскурсовода. Экспонаты сопровождаются информационными табличками. На выставке представлены личные вещи Цоя (в том числе гитары, на которых он играл), фотографии и видео из семейного архива, интервью, записи концертов. Перед входом нам дали телефоны с наушниками, в которых звучали легендарные песни группы “Кино”. Невероятное погружение!
Как сообщают близкие, Виктор Цой был скромным человеком и старался ограничить свою частную жизнь от посторонних глаз. Поэтому на выставке можно узнать множество малоизвестных фактов о лидере группы “Кино”.
Для меня открытием стало то, что он любил лепить из пластилина и рисовать, причем в разных жанрах (от абстрактных картин до автопортретов). Я не знала, что у Виктора Цоя есть сын (который, кстати, пошел по стопам своего отца).
Интересны были истории создания песен. Например, “Алюминиевые огурцы” были написаны на осенних сельскохозяйственных работах. Текст “Транквилизатора” он накорябал посреди ночи на спичечном коробке. А известный хит “Звезда по имени Солнце” написан в последний день работы над альбомом.
Впечатляюще оформлен зал “Камчатка”: приглушенный свет, горы руды с лопатами и музыкальными инструментами в них. На стене — воспроизведение записи с одного из концертов. А в наушниках “О-о, это странное место Камчатка”.
Всю экскурсию меня не покидало чувство незримого присутствия Виктора Цоя. Когда я зашла в один из последних залов, в наушниках заиграла незнакомая песня. Как оказалось, называется она “Именно сегодня! Именно сейчас!” (исполнитель — группа “Новые композиторы”), и в момент роковой аварии этот трек играл в приемнике Цоя. Кассета прилагается. Мурашки пробегают по телу, а ты становишься свидетелем последних минут жизни легендарного музыканта.
После новости о смерти Виктора Цоя фанаты стали исписывать стены. Сколько бы их ни закрашивали, надписи “Цой жив”, “Поем вместе с тобой” и другие продолжают появляться.
Для того чтобы любить этого музыканта, достаточно вслушаться в слова его песен. И я уверена: если последующие поколения не будут даже знать, как выглядел Виктор Цой, они споют и “Кукушку”, и “Группу крови”, и “Перемен!”.
Пусть всегда будет мама...На Арбате посреди ярких прилавков магазинов и красочных убранств наш взор привлекли черно-белые фотографии. Фотопроект военных корреспондентов посвящен детям, живущим в обстреливаемых зонах Донбасса.
В огромном городе с быстрым темпом жизни, где люди бегут с работы домой и из дома на работу, погруженные в свои мысли и не замечающие никого и ничего вокруг, такой фотопроект стал красным светом: он заставляет многих остановиться, вынуть наушники, снять деловую маску с лица и задуматься о более важных вещах.
Почитать непридуманные истории о детях, живущих во время несправедливой, страшной и жестокой войны.
Со стендов на нас смотрят повзрослевшие раньше времени дети. Вот какой надписью сопровождается снимок двухгодовалой Насти: “Девочка живет в фронтовом поселке. На своем языке рассказала, как прячется в ванной, когда стреляют. Настя родилась уже во время войны, а когда она закончится, то опыт жизни во время мирного времени будет для нее чем-то новым”.
Чем живет творческая молодежь столицы? Что ее интересует и что вдохновляет? С такими вопросами мы отправились в Центр современного искусства “Винзавод” (в прошлом старейший московский комбинат виноградных и десертных вин).
Недалеко от территории завода уличные художники разрисовывали стены граффити. И это сложно назвать вандализмом: настолько продуманными и интересными выглядят их работы.
Особенно бросается в глаза цитата, написанная разноцветными буквами: “Архитектура тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Н.В. Гоголь”. Прохожие тут же вооружались телефоном или фотоаппаратом.
На самом заводе работали несколько выставок. Все их мы посетили. Задерживались возле отдельных картин и обсуждали. Нестандартные идеи, специфичные образы и странные сюжеты. Каких только способов для самовыражения ни используют художники! Например, в одном зале среди картин висела огромная пустая рама. Мы подумали, что кто-то выкупил картину, но при выходе на схеме выставки эта рама так и значилась пустой.
К сожалению, ответы на свои вопросы мы так и не нашли. Большинство картин остались нами просто непонятыми. Но давайте вспомним, что не все художники были признаны современниками. Может, это и есть истинное искусство?
Фото автора
Возможно, и вам открылись новые грани этого замечательного города. Если хотите поделиться своими впечатлениями, то отправляйте истории на почту [email protected]
Последние новости
Значение местного самоуправления в современном обществе
Как местные органы власти влияют на повседневную жизнь граждан
День матери в России: Поддержка семей с детьми
Государственные меры помощи матерям и семьям в Чувашии
Конкурс на лучшее произведение искусства
Творческие умы города собрались, чтобы продемонстрировать свои таланты.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований