Тамара Волкова: «Занятия танцами развивают личность, воспитывают вкус»
Как много на свете творчески одаренных женщин! Можно привести сколько угодно примеров олицетворения женской индивидуальности через творческое самовыражение.
Как много на свете творчески одаренных женщин! Можно привести сколько угодно примеров олицетворения женской индивидуальности через творческое самовыражение. И не столь важно, в какой сфере женщина находит себя, главное, что, погружаясь в творчество, она черпает энергию жить, творить, дарить добро…
В преддверии женского дня у нас в редакции побывала Тамара Волкова, хореограф, педагог, настоящий мастер своего дела, более двадцати лет посвятившая себя миру танца. Руководитель танцевальной студии «Птица Феникс» щедро делится своим мастерством с окружающими, отдавая всю себя любимому делу.
О танцах, музыке, детском характере и о воплощении мечты — в нашем разговоре.
– На Ваш взгляд, как занятия танцами влияют на развитие ребенка?
– Танец – это особая среда, которая предоставляет детям широкие возможности для развития. Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Движение и музыка формируют эмоциональность, координацию, пластику, артистичность, воспитывают художественный и музыкальный вкус.
Хореография развивает образное представление, чувство ритма, слуховую, зрительную память, воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, прививает элементарную культуру общения. У Вас какая-то своя, особая методика преподавания танцев? Скорее, свой личный подход. Он, безусловно, отличается индивидуальностью. Через танец я передаю свои мысли, свое настроение и, если у детей получается всё это донести до зрителя, получаю удовольствие.
А чтобы был результат, занятия нужно посещать регулярно. Об этом я говорю детям практически на каждом занятии. Это наше первое и самое важное правило. Влияют ли способности ребенка на результат? Я никогда не разделяю детей на способных и не очень. Это мой принцип. Не знаю, правильно это или нет… Считаю, что главное – это внимательное отношение к каждому воспитаннику, тепло и ласка. Сколько времени рождается полноценный танец? В среднем около года. Ого! Да, не меньше. Можно сделать и за 3-4 месяца, но номер будет сырой. Дети, казалось бы, движения выучили, кто, где стоит — знают, но не дорепетировали, и поэтому на сцене перед зрителем будут ошибаться. Каждый номер должен быть отточен до совершенства, только тогда будет результат.
– Насколько важно детям не только учиться танцевать, но и выступать на сцене?
– Выступления перед зрителями, переживание успеха приносят ребенку моральное удовлетворение, помогают в реализации творческого потенциала, воспитывают чувство ответственности, повышают самооценку. А неудачи, которые иногда случаются на конкурсах, наоборот, закаляют характер.
Хотя к итогам конкурсов я всегда отношусь спокойно, учу этому и ребят. Говорю им, что любой конкурс – это субъективное мнение, которое не всегда может совпадать с нашим, и с действительностью тоже.
– Понимают ли сами ребята, что пластика, которую дает танец, пригодится им в дальнейшей жизни?
– На занятиях они не думают об этом, а просто радуются. Пожалуй, понимание значимости танцев придет к ним позднее, когда они станут постарше.
Главное, и это мое твердое убеждение, дети занимаются правильным делом, творчеством. Они не бесцельно бегают по улице (хотя гулять, безусловно, нужно), не сидят часами за компьютером и в телефоне. На занятиях мы разговариваем о человеческих ценностях, что такое хорошо и что такое плохо. Ребята рассуждают, высказывают свое мнение, развиваются как личности.
Я понимаю, что далеко не все дети станут хореографами. Важно, чтобы у них на всю жизнь сохранились воспоминания не о том, как я учила их правильно тянуть носок или держать голову, а о тех положительных эмоциях, которые они испытывали на занятиях, на выступлениях. Дети по большому счету приходят общаться. Замечу, что все мои воспитанники – культурные, цельные ребята. Общение друг с другом их обогащает, развивает. И это главное.
– Как психологически удержать внимание ребенка во время занятия?
– Главное — увлечь ребенка тем, что любишь сама. Ставлю такие номера, чтобы детям было понятно, о чем они танцуют. В каждом юном артисте важно будить эмоции! Характер каждого танца, каждого героя в танце мы прорабатываем досконально. На занятиях по актерскому мастерству ищем характер героя. В каждом танце он свой. Нужно стараться заинтересовать детей, и когда это удается, тогда все получают удовольствие – и дети, и педагог. Поделитесь таинством рождения танца. Всё начинается с темы. Если меня волнует какая-то тема, она переходит в идею постановки танца. Дальше идея переходит в сюжет, потом подбирается музыка, монтируются треки. Работаю над характерами, каждый образ пропускаю через себя.
Я изначально знаю, что для успешной реализации моей идеи я должна быть по максимуму эмоционально заряжена. Если я смогу донести этот заряд до детей, то всё получится.
Памятна история постановки «Бессмертного полка» со старшими ребятами. К этой идее я пришла не сразу, но в какой-то момент почувствовала, что вот оно… Ребята мой замысел поддержали. Теперь это одна из самых эмоциональных наших работ. Ребята выходят на сцену с портретами своих прадедов… Это очень впечатляюще! Основной итог ваших занятий – это выступление перед зрителем? Конечно. Нас регулярно приглашают выступать в ДК «Восход», на городские праздники – на центральную площадь, в парк, в школы. Мы выезжаем в Чебоксары, участвуем в конкурсах. Спектр наших выступлений большой.
На конкурсы раньше выезжали почаще, сейчас в связи с пандемией это стало проблематично. В этом году по возможности планируем выезжать, тем более дети такие поездки любят. От микроклимата в коллективе, наверное, многое зависит? Скажу так: конфликтные ребята у нас не задерживаются. У нас нужно или дружить, или никак. Без осознания командного духа, без дисциплины и чувства ответственности ни одно дело нельзя сделать хорошо. Много ли ребят бросают занятия, перестают ходить? Не без этого, и это нормально. Ребенок, бывает, натанцевался, навыступался, с возрастом появились другие интересы. Все дети индивидуальны. Зачастую они просто ищут себя. Я уважаю выбор каждого ребенка и в каждом ценю личность.
– А занятия не мешают учебе в школе?
– Напротив, помогают. Ведь детки, занимающиеся танцами, очень дисциплинированные и ответственные. Поэтому они прекрасно справляются с уроками и, как правило, хорошо учатся. А Вы сами у ребят чему-то учитесь? Мне импонирует умение детей адаптироваться под обстоятельства. Я стараюсь научиться у них спокойно относиться к жизненным проблемам, но пока не очень получается… Как складываются взаимоотношения с родителями воспитанников? Родители – мои первые помощники во всем. Не устаю говорить им слова благодарности за поддержку и помощь. Да просто за то, что они понимают важность наших занятий и приводят детей. Я каждую маму знаю поименно, мы всегда на связи, обсуждаем какие-то организационные моменты.
Без участия родителей невозможно полноценно организовать выступление на сцене — обязательно хотя бы одна мамочка находится за кулисами, помогает детей переодевать-переобувать и т.д.
А уж про выезды в другие города и не говорю. Без родителей это просто невозможно! Пошивом костюмов тоже занимаетесь совместно? Да, и у каждого костюма, надо сказать, своя история создания. Раньше вопрос пошива каждой мамой решался самостоятельно. Теперь мы отошли от этой практики — и ткани, и всю фурнитуру заказываем совместно, костюмы стараемся шить у одной портнихи, чтобы всё было в одном стиле. И это правильно. Конечно, пошив сценического костюма – удовольствие недешевое. Спасибо родителям за понимание! А со взрослыми Вы работаете? Да, веду занятия по йоге и танцу живота. Здесь возраст практически неограничен. Йога — это целая наука… Этой наукой я увлеклась еще в период учебы на хореографическом отделении Чувашского республиканского училища культуры и очень благодарна педагогам за правильные установки. Сначала занималась для себя, для здоровья, для жизненного тонуса. Теперь с удовольствием делюсь своими знаниями с другими.
На занятия женщины приходят за хорошим настроением и уходят с улыбкой. Это для меня самое важное. Над чем вы сейчас работаете? Сейчас с детьми мы готовимся к Пасхальному фестивалю. Возможно, выйдем и со взрослыми на городской фестиваль художественного творчества «Богат талантами любимый город». К «Шумерлинским росточкам» уже готовы? Да, все номера готовы. В каких-то группах мы начали репетиции еще в конце прошлого сезона, в каких-то – с сентября. Некоторые танцы уже опробованы на сцене. Ведь перед любым конкурсом номер важно обкатать. Я всегда говорю детям, что маленьких выступлений не бывает, все выступления очень важны, каждое – в копилку их опыта и мастерства. У Вас есть мечта? Пожалуй, она уже сбылась — я открыла свою танцевальную студию. Теперь важно удержаться. Ситуация с коронавирусом вынуждает менять многие планы. Но ничего, верю, что со временем всё нормализуется. Вы считаете себя счастливым человеком? Абсолютно. Потому что занимаюсь любимым делом. Через детей я самореализовываюсь и этим счастлива. У меня много идей, каждую из которых хочется воплотить в жизнь. Творчество дает такое ощущение счастья, что я даже не могу представить себя в чем-то другом.
Ольга Дмитриева.
Последние новости
Единый информационный день: важные события и достижения
Обзор ключевых моментов Единого информационного дня.
Награда за качество: новые достижения в реализации нацпроекта
Вице-премьер России вручил дипломы за высокие показатели в проекте «Безопасные качественные дороги».
Ноябрьский информдень: ключевые темы и инициативы в Чувашской Республике
Обсуждение проектов и поддержка предпринимательства в регионе.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований