Чтобы не было неприятных сюрпризов
1 сентября школьники отправятся получать новые знания, а родители будут волноваться не только об отметках, но и о здоровье, о психологическом состоянии своих детей.
1 сентября школьники отправятся получать новые знания, а родители будут волноваться не только об отметках, но и о здоровье, о психологическом состоянии своих детей. Будет ли чадо хорошо учиться, станет ли ходить на обучение с удовольствием, одолеет ли немалый объем программного
материала? В какую школу отправить ребёнка, если он прошёл психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и получил статус ребёнка с ОВЗ и рекомендацию обучаться по адаптированной программе?
Многолетний опыт работы с детьми в массовой школе и с детьми с ОВЗ даёт мне возможность сравнивать их особенности, возможности и проблемы в обучении и воспитании. Поэтому хочется дать родителям некоторые советы.
Если ваш особенный ребенок нуждается в помощи коррекционных педагогов-специалистов, то наберитесь мужества и посмотрите правде в глаза. Можно долго не замечать трудностей, но рано или поздно это всё равно придется сделать. Последуйте советам педагогов. Я от души желаю родителям прислушаться к их мнению. Скажут: «Лучше вашему ребенку обучаться по адаптированным программам», – так и сделайте. Никто не хочет вашему ребенку плохого. Поверьте, мы тоже заинтересованы в том, чтобы наша помощь пришла вовремя.
К сожалению, часто бывает так: растет в семье «особый» ребенок, родители это, конечно, знают, но делают вид, что все хорошо. Приходит время, надо идти ребенку в школу, но он не знает букв, не может научиться читать, писать, не способен сосредоточиться и управлять собственным поведением. И что делают родители? Вместо того чтобы, осознав всю серьезность проблем, начать обучение ребенка адаптированным программам, они задерживают его в детском саду или, что удивительно, дома. Объясняют это тем, что он еще не готов к школе, что ему надо год или два подрасти и тогда все его проблемы сами собой разрешатся.
Так поступать в корне неправильно. Проблемы никуда не уйдут, а будут только усугубляться. Самое время посоветоваться с педагогами, со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, определить, есть ли серьёзные нарушения или у ребёнка отставание, задержка в развитии.
Обратиться в эту комиссию можно в любое время. Но если у ребенка возникла проблема, если она «кричит», то педагоги в любом случае пойдут навстречу, соберутся, тщательно все изучат. Могут направить даже в середине учебного года на консультацию в республиканскую комиссию или в медицинские учреждения, чтобы сделать правильные выводы, а затем дать необходимые рекомендации. Но почему-то родители, даже еще не обратившись в комиссию, заведомо настроены против того, что им будет рекомендовано. В частности, с большим нежеланием они консультируются с ребенком у психиатра, отказываются идти на комиссию, игнорируют советы педагогов, а об учебе по адаптированным программам в школе для обучающихся с ОВЗ некоторые из родителей даже слышать не хотят. Они не понимают, от чего отказываются.
Я бы посоветовала сначала съездить в предлагаемую школу, посмотреть, имеются ли там условия для обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ, познакомиться с вариантами адаптированных программ, а потом уже принимать окончательное решение. Из своей практики я не припомню, чтобы кто-то из родителей впоследствии забрал своего ребенка обратно. Со временем родители понимают, что согласие на обучение по специальной программе было единственно правильным решением.
И вот особый ребенок приходит в первый класс обычной общеобразовательной школы. За дополнительные два года, что он провел в детском саду или дома, практически ничего не изменилось – проблемы со здоровьем как были, так и есть. А в результате упущено время, ребенок в начальной школе учиться не может. Иногда и учитель не очень хорошо понимает, какой перед ним ребенок, ведь диагноз ученика ему чаще всего неизвестен.
Ребенок просидел начальную школу, затем переходит совершенно неподготовленным в среднее звено. Вот здесь-то и появляются проблемы, да такие, при которых педагоги уже помочь не могут. Впереди ещё ОГЭ! И рекомендуют его в коррекционную школу. Родители начинают винить педагогов, которые вовремя не обнаружили, не подсказали, не определили доступную программу обучения. На этом этапе появляются трудности и у ребенка: учеба ему не дается, он понимает, что не такой, как все. Окружающие его дети это тоже заметили. В результате ребенок не может, не хочет, не учится и не будет учиться. Он не просто останавливается в развитии, но и теряет с трудом завоеванные крупицы знаний и умений. Однако школьная жизнь у нашего ученика могла сложиться совершенно иначе, если бы он вовремя поступил в коррекционное учреждение, где ему стали бы помогать специалисты. Такая школа есть в Шумерле — Шумерлинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ. Здесь созданы необходимые условия, чтобы удовлетворить образовательные потребности каждого ребенка: индивидуальный и дифференцированный подходы на уроках, специально оборудованные кабинеты и мастерские, специальные приёмы, наглядность и дидактика разъяснения материала, специальная организация режима и наполняемость классов, питание, лечение, единая работа дефектологов, логопедов, психолога, социальных педагогов, медиков, учителей, воспитателей. Учитывая состояние здоровья детей, организовано очное, заочное, дистанционное и домашнее обучение. Оно ведётся по адаптированным программам, основной целью которых является коррекция нарушений интеллектуального развития и социальной адаптации. Эта программа кардинальным образом отличается от массовой общеобразовательной.
Работают здесь педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории, создать психологическую атмосферу, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким, как все. Недостаток знаний по тому или иному предмету педагоги компенсируют постепенно в результате индивидуальной работы и дифференцированного подхода.
После окончания школы ученик может поступить в учреждение профессионального образования, получить профессию и в дальнейшем стать самостоятельным. Сейчас очень многие профессиональные колледжи и техникумы принимают детей, закончивших школу по адаптированной программе, т.е. у них есть все шансы получить рабочую профессию и устроиться в жизни. Наша школа — это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Хочу предостеречь родителей и от другой ошибки, которую они часто пытаются совершить. Родители, начитанные и наслышанные об инклюзивном образовании, предполагающем совместное обучение больных детей со здоровыми, могут мне возразить – сейчас, мол, это только приветствуется, а вы отговариваете. Действительно, сейчас инклюзивное образование на слуху у многих по той простой причине, что на правительственном уровне множество школ переоборудуются в рамках программы «Доступная среда». Сразу скажу, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Один сможет учиться в массовой школе, другой – нет. А вот говорить о полномасштабной, массовой интеграции сейчас – это больше чем заблуждение. Говоря об интеграции, мы не задумываемся над тем, что если глухие, слепые, отстающие в умственном развитии дети будут учиться в массовой школе, то учитель в одном лице должен быть тифло-сурдо-олигофренопедагогом. То есть введение инклюзивного образования требует не только оснащения школ лифтами, пандусами и туалетами с широкими дверьми и поручнями, но и качественно другой подготовки педагогов.
Наша школа принимает в начальные классы и детей с задержкой психического развития (ЗПР). Слово «задержка» имеет смысл. Задержки имеют свойство преодолеваться со временем, если только осуществить правильный подход к этому процессу. Дети с ЗПР обучаются по программе массовой общеобразовательной школы, но с коррекционным уклоном. Система коррекционной работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. После получения психологической и коррекционной помощи ребёнок может дальше обучаться в обыкновенной массовой школе.
Л. Арсентьева, педагог Шумерлинской школы-интерната.
Последние новости
Президент России открыл модернизированный аэропорт Чебоксары им. космонавта Андрияна Николаева
Президент России открыл модернизированный аэропорт Чебоксары им. космонавта Андрияна Николаева По видеосвязи Президент России Владимир Путин дал старт работе нового пассажирского терминала международного аэропорта Чебоксары.
Президент России открыл модернизированный аэропорт Чебоксары им. космонавта Андрияна Николаева
По видеосвязи Президент России Владимир Путин дал старт работе нового пассажирского терминала международного аэропорта Чебоксары.
Глава Чувашии провел встречу с министром транспорта России
Олег Николаев и Роман Старовойт обсудили развитие транспортной инфраструктуры республики.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией