Инклюзивное образование: радость и успех каждого

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в настоящее время возможна благодаря внедрению инклюзивного обучения (совместного обучения особенных детей со здоровыми).

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) в настоящее время возможна благодаря внедрению инклюзивного обучения (совместного обучения особенных детей со здоровыми). Возможно, в будущем такую практику внедрят во всех школах. Но сейчас нам приходится адаптироваться к новым условиям системы образования. Выявлять недостатки и исправлять их. Новочебоксарская школа № 2 была признана лучшей инклюзивной школой республики. На ее опыте и узнаем об особенностях инклюзивного обучения.


В стенах общеобразовательной школы № 2 учатся более 700 учеников, каждый десятый имеет ОВЗ. Есть среди них ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития.

Конечно, ставить диагноз и присваивать особый статус ребенку может только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Тем не менее в выборе учебного заведения решающее слово остается за родителями. И вопрос социализации ребенка в обществе становится определяющим фактором. 

Ирина ИВАНОВА, мама особенного ребенка:

— Учеба в инклюзивном классе мотивирует моего сына Станислава. Он старается равняться на одноклассников, на отличников. Отрадно, что за девять лет учебы у него не вышло ни одной двойки.


Освоить программу

“По законодательству ни одно общеобразовательное учебное заведение не может отказать ребенку с ОВЗ в желании получать образование наравне с иными детьми.

Людмила ОХОТНИКОВА, директор школы № 2:

— Мы принимаем всех детей, кто к нам приходит. Единственное, можем рекомендовать рассмотреть другой вариант обучения, если ситуация действительно требует особого контроля. Например, когда дело касается детей с интеллектуальными нарушениями. К сожалению, сталкиваемся с тем, что не все родители хотят идти в коррекционную школу и вообще получать статус ОВЗ. Проблемы с обучением они связывают с какими-либо другими факторами, нежели с особенностями развития их ребенка.


К детям с ОВЗ особенно важно применять индивидуальный педагогический подход, а также обращать внимание на интеграцию ребенка в коллектив. Важнейшую роль играет квалификация персонала. За последние три года практически все наши учителя повысили профессиональные навыки по вопросам инклюзивного образования. Они регулярно принимают участие в вебинарах, онлайн- семинарах, конференциях.

Школа организует обучение в инклюзивных классах, количество особенных учеников там не превышает пяти человек. Если набирается в параллели большое количество учеников с особыми образовательными потребностями, то мы открываем коррекционный класс. Сейчас у нас в школе только один такой — 4 “г”. Обучение также может проходить на дому, с использованием дистанционных технологий.

На заседаниях психолого-педагогического консилиума рассматриваем и утверждаем учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты согласно заключению ПМПК. 

Как показывает практика, учеба не всем дается легко, особенно если речь идет о детях с задержкой психического развития. И хотя все ученики идут по одной программе, педагоги могут адаптировать ее под своих особенных учеников.

Те из ребят, кто не освоил программу, “дублируют” первый класс. Но есть и положительные примеры. Была у нас ученица с интеллектуальными нарушениями. Мы рекомендовали родителям определить ее в коррекционную школу, но те отказались. В итоге мы довели ее до девятого класса. Она получила свидетельство об обучении, сейчас учится в Чебоксарах в техникуме на швею”, — рассказала директор школы Людмила Охотникова.


Особые условия

Получается, что работа с деть­ми с особыми образовательными потребностями заключается в том, что ребенок учится по обычной школьной программе, только с вспомогательными сред­ствами. Все специальные условия обучения детей, которые создаются в инклюзивной школе, должны помогать ему справляться с обычной программой.

И действительно, в школе № 2 созданы все условия для обучения детей с ОВЗ. В 2015 году она вошла в программу “Доступная среда”. Были установлены стационарный пандус для передвижения инвалидных колясок, санитарно-гигиеническая комната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, специализированная парта и кресло, расширены дверные проемы, оборудованы поручни. Оборудованы зона отдыха, сенсорная комната, гончарная мастерская, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинский, процедурный кабинеты. Изготовлена вывеска на языке Брайля.

“Практически все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата находятся на надомном обучении. Но при желании они могут посещать занятия. Есть у нас девочка, которая очень любит петь. Она приходит на уроки музыки. И мы очень рады тому, что у нее есть любимое занятие”, — рассказала Людмила Охотникова.


Разнородность способствует развитию

“В нашем классе и в целом в школе ребята с ОВЗ чувствуют себя частью общества, а здоровые дети в их присутствии учатся доброте. Работая над созданием модели интегрированно-инклюзивного образования, мы поняли, что инклюзия не ущемляет права здоровых детей, а становится новой ступенью развития школы, когда образование является реальным правом для всех”, — рассказала социальный педагог, классный руководитель 7-го инклюзивного класса Татьяна АМАЗОНОВА.

Особую роль в формировании инклюзивной культуры играют ребята волонтерского объединения “Дельфины”. Старшеклассники помогают учащимся младших классов в освоении сложных тем, становятся для них в некотором роде репетиторами.

Учителя и директора должны понять простую вещь: если в одном классе собираются разные дети (по уровню способностей, физическим возможностям, по социально-демографическим признакам, расе, национальности), это помогает им учиться лучше. Как считают педагоги школы № 2, разнородная среда способ­ствует развитию. 


Найти себя

Инклюзивное образование подразумевает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни. Практически все учащиеся с ОВЗ в школе № 2 включены в дополнительное образование и внеурочную деятельность.

На базе школы функционируют кружки и секции по разным направлениям: социально-педагогической (“Умники и умницы”, “Эрудит”), технической (“Легоконструирование”, “Робототехника”), художественной (“Веселые нотки””, “Волшебный мир бисера”), спортивной (гимнастика, рукопашный бой, карате, шахматы, плавание).

“В первом классе мы сталкивались с тем, что сын вставал во время урока и уходил домой. Слишком активный ребенок, писали нам в дневнике. Но мы начали заниматься по адаптированной программе, и со временем пришло спокойствие за будущее сына. Он стал более организованным. Сейчас занимается футболом и мечтает стать футболистом”, — рассказала мама особенного семиклассника Артема Анна ФЕДОРОВА.

“Как правило, ученики с ОВЗ очень активны во внеурочной деятельности, в школьных, городских и республиканских конкурсах. Особенно им нравится принимать участие в театральных постановках “Волшебный занавес” и конкурсе чтецов. 

Наша главная задача не только дать детям образование, но и создать им условия для развития в разных направлениях, в поиске себя, любимого дела. Ну и, конечно же, дать им счастливое детство. Мы стараемся стать школой успеха и радости для каждого ученика, вне зависимости от его особенностей”, — подчеркнула Людмила Охотникова.


Последние новости

Президент России открыл модернизированный аэропорт Чебоксары им. космонавта Андрияна Николаева

Президент России открыл модернизированный аэропорт Чебоксары им. космонавта Андрияна Николаева По видеосвязи Президент России Владимир Путин дал старт работе нового пассажирского терминала международного аэропорта Чебоксары.

Президент России открыл модернизированный аэропорт Чебоксары им. космонавта Андрияна Николаева

По видеосвязи Президент России Владимир Путин дал старт работе нового пассажирского терминала международного аэропорта Чебоксары.

Глава Чувашии провел встречу с министром транспорта России

Олег Николаев и Роман Старовойт обсудили развитие транспортной инфраструктуры республики.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Сарове на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *