Лучшее в мире образование. Фундамент его закладывался десятилетия назад, уверены ветераны отрасли
В шестидесятые и семидесятые годы, когда Новочебоксарск активно застраивался, сюда приезжало много семей, где муж был приглашенным специалистом, чаще всего химиком или строителем, а жена — учительницей.
В шестидесятые и семидесятые годы, когда Новочебоксарск активно застраивался, сюда приезжало много семей, где муж был приглашенным специалистом, чаще всего химиком или строителем, а жена — учительницей.
Так сфера образования города пополнялась кадрами практически со всей страны. За счет слияния разных педагогических школ, существовавших в Советском Союзе, состав педагогов в нашем городе получился очень сильным. На десятилетия Новочебоксарск стал флагманом образования республики, считают Василий КОЧЕТОВ, заведующий гороно с 1990-го по 2001 год, и Валентина ТРОИЦКАЯ, работавшая в отделе народного образования с 1975-го по 2008 год. В канун дня рождения города мы пригласили обоих в редакцию, чтобы поговорить о том, как происходило становление отрасли и как она прошла самые сложные, девяностые, годы.
Впрочем, с Василием Ивановичем всё получилось зеркально: это его супруга-медик получила распределение в Чувашию, а он приехал в Новочебоксарск вслед за ней. Так в 1979 году он стал учителем физики школы № 10.
— Василий Иванович, сегодня вы снова преподаете физику, теперь уже в школе № 5. Нет ощущения, что все вернулось на круги своя?
В. Кочетов: Да, и оно достаточно сильно ощущается, поскольку на время капитального ремонта пятая школа переехала в десятую, ныне Новочебоксарский кадетский лицей. Я хожу по тем же коридорам как когда-то, и даже некоторые люди здесь работают те же самые. Например, Ольга Николаевна Огорельцева или Елена Вадимовна Веселова, создавшая школьный музей истории города, который располагается в кабинете физики.
Восьмидесятые
— С чего начался ваш карьерный рост?
В. Кочетов: С должности организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы. С этого года аналогичную работу выполняют советники директоров школ по воспитанию. А тогда это была середина восьмидесятых, 1983-1985 годы.
— Оба педагога, которых вы назвали, а также огромное количество нынешних руководителей различного уровня, и не только в образовании, начинали когда-то пионервожатыми. Это случайность?
В. Кочетов: Вожатыми и раньше становились не просто так. Обычно это были школьники, как сейчас говорят, с активной жизненной позицией. Они с пионерских и комсомольских времен вели общественные дела, организовывали пионерский отряд или дружину на общие дела. Гореть самим и зажигать остальных для них было так же естественно, как дышать. Я сам в свое время побывал в лагере комсомольско-пионерского актива. А, к примеру, нынешний директор школы № 2 Людмила Сергеевна Охотникова прошла школу “Орленка”. У таких, как она, это свойство зажигать, будить окружающих выражено еще сильнее.
С 1985-го по 1987 год довелось возглавлять школу № 11. В 1987-м заведующий отделом народного образования горисполкома Александр Федорович Федотов предложил мне на должности его заместителя заниматься хозяйственными вопросами в городском образовании. Должность была новая, ее тогда только ввели. Заниматься предстояло капитальным и текущим ремонтом школ и детских садов, а также строительством новых объектов.
— Случались ситуации из ряда вон?
В. Кочетов: Вспоминается осень 1987 года. Буквально за пару недель до начала отопительного сезона выяснилось, что теплотрассы, обеспечивающие теплом школы № 12 и 13, в неисправном состоянии. Нужно было заменить трубы на участках в 250 метров в одном случае и больше 100 метров в другом. А как мы сами заменим?
На помощь пришел начальник городского штаба ГО и ЧС Василий Михайлович Зозулин, объявивший учения по проведению аварийно-восстановительных работ на этих участках. Задача была выполнена в одном случае “Спецгидроэнергомонтажом” за сутки, в другом хлопкопрядильной фабрикой за двое суток. Трубы для тринадцатой дали на ТЭЦ-3. Так во взаимодействии сразу нескольких городских предприятий решались многие хозяйственные вопросы в образовании.
В. Троицкая: Стоит отметить, что в те годы значительную помощь школам оказывали шефы — закрепленные за школами предприятия. Они, как правило, брали на себя львиную долю затрат. Например, для подготовки школ к новому учебному году в один из годов было выполнено работ на 107 тыс. рублей, и три четверти этой суммы — затраты шефских предприятий.
— Чем еще были ознаменованы эти годы в образовании?
В. Кочетов: Одним из позитивных моментов так называемой алиевской реформы 1984-1985 годов стало, помимо всего прочего, намерение поднять уровень зарплат учителей до уровня промышленного производства. Зарплату увеличили, хоть и не до планируемого размера, но это обеспечило приток мужчин в школу. Причем именно с производства.
В конце восьмидесятых мы переняли опыт Татарстана по созданию социально-педагогических комплексов (СПК). Создавались они на базе школ и комнат школьника этого микрорайона, но СПК работали не только со школьниками, но и с их родителями. Это был прообраз будущих ТОСов, созданных еще 20 лет спустя.
В. Троицкая: Между школами в те годы существовала настоящая соревновательность, и этому весьма способствовал отдел народного образования. Было множество различных смотров, вплоть до смотров кабинетов. Очень многое зависело от руководителя. Появилась школа № 6, директором которой стал Владислав Надеждин, и шестая сразу выбилась в лидеры. Это вообще легендарная личность для нашего города. Учитель, директор-новатор, создавший школу продленного дня, где каждый учащийся получил возможность заниматься спортом, музыкой, искусствами на выбор. Для этого Владислав Гаврилович привлек в шестую музыкальную, школу искусств и самых разных педагогов.
Но педагогика 80-х возникла не из ниоткуда. У нее также были свои предшественники. Назову Венедикта Яковлевича Петрова, заведующего гороно в 1975-1977 годах. Считаю, именно он заложил основы всей методической работы в нашем городе. К примеру, его статьи об опыте новочебоксарских школ печатали всесоюзные издания, такие как “Учительская газета”, журнал “Народное образование”.
Девяностые
— Василий Иванович, правда, что на должность заведующего гороно вас не назначили, а выбрали?
В. Кочетов: Да, это так. Это произошло в 1990 году на заседании депутатов городского Совета народных депутатов. В эти годы вводились в эксплуатацию последние построенные в городе школы № 18 в 1990 году, № 19 в 1992-м и № 20 в 1997-м. А еще начался процесс активной передачи объектов образования на баланс гороно. Только “Химпром” нам передал 27 детских садов, не говоря о других предприятиях. Это был процесс, который нельзя было ни притормозить, ни остановить. Менялась форма собственности, и это была объективная реальность.
— Тогда же начались и задержки с выплатой зарплаты?
В. Кочетов: Да, осенью того же 1990-го это произошло впервые на моей памяти. В назначенный день для выплаты учителям денег просто не хватило. Ситуация из ряда вон. Меня и главу администрации Ивана Матросова вызвал к себе первый секретарь горкома партии Анатолий Андриянов. Выслушал наши объяснения. Потом поднял телефонную трубку прямой связи с генеральным директором “Химпрома” Леонидом Шевницыным и договорился, чтобы “Химпром” дал деньги для выплаты зарплаты на пару дней взаймы. На следующий день педагоги зарплату получили.
Потом наступили времена, когда простым звонком такие проблемы решить уже было невозможно.
В. Троицкая: Помню, готовились мы к августовской конференции, было это в начале девяностых. Написали доклад с цифрами, выкладками, как положено. Василий Иванович вышел к людям, посмотрел на собравшихся, отложил доклад в сторону и говорит: “Все понимаю, дорогие педагоги”. И давай говорить не об успехах и достижениях, а о самом больном: какие проблемы есть в отрасли и как гороно пытается их решить. Рассказывал, как есть, без преувеличения. И провожали его под аплодисменты.
В. Кочетов: Сейчас вспомнить страшно, какие бартерные схемы, с задействованием в цепочке пяти-шести организаций, приходилось реализовывать, чтобы учителя получили хоть что-то, хоть как-то.
— И притом именно в девяностые в России прогремело имя учителя школы № 12 Новочебоксарска Александра Яранцева...
В. Кочетов: Да, в первом всероссийском конкурсе “Учитель года” в 1992 году Александр Владимирович был удостоен приза зрительских симпатий и разделил второе-третье места в конкурсе с педагогом из Белоруссии. Считаю, это был заслуженный успех. Александр Владимирович был педагогом от Бога, он буквально влюблял учеников в те предметы, которые преподавал. Вел он историю, музыку, английский язык. Неординарная личность. Писал стихи к песням. К сожалению, его сильно подкосила ситуация в стране, и прожил он недолго.
Секрет хорошего образования
В. Кочетов: Это заслуга прежних руководителей города, но, считаю, качественное образование зависит также и от хорошей инфраструктуры. Давайте вспомним их вместе. Такой Дворец пионеров, как у нас, не в каждом областном центре увидишь. Есть свои музыкальная, художественная, школа искусств. И они одни из лучших в республике. Спортивных школ в нашем городе со 127-тысячным населением теперь пять, включая конноспортивную. В городе 18 бассейнов, есть также и 50-метровый, олимпийский. Это, конечно, предпосылки, но и они очень многое значат.
— Иногда кажется, что развитие системы образования идет по кругу. В нынешнем году снова заговорили о создании в каждой школе своего музея, сейчас актуальна тема молодежных экологических объединений, но ведь были у нас и экологическая дружина “Муравейник”, и музей летчиц 46-го гвардейского авиаполка в школе № 4?
В. Кочетов: Думаю, речь идет всё же не о круге, а о спирали. На каждом новом этапе приходит новое осмысление, появляются новые возможности, в том числе технические, поэтому мы верим в лучшее и думаем, что российское современное образование действительно может стать лучшим в мире.
На фото:
Министр образования России Владимир Филиппов (в центре) и Президент Чувашии Николай Федоров в ЦТДиЮ Новочебоксарска. Заведующим гороно в то время был Василий КОЧЕТОВ (справа). 1999 год.
При знакомстве с министром образования РФ Кочетов представился: “Василий Иванович, но не Чапаев”. Спустя пару лет на педагогической конференции в Москве Филиппов узнал его: “А, Василий Иванович, но не Чапаев! Здравствуйте!”