Михаилоархангельская церковь, 1915 г. (Мариинско-Посадский район, с. Тогаево, ул. Центральная, д. 2а)
Величественный каменный храм в честь Михаила Архангела – подлинное украшение села.
Величественный каменный храм в честь Михаила Архангела – подлинное украшение села. Его история начинается с небольшой деревянной церкви, построенной в 1748 г. Однако деревянная церковь быстро ветшала, перестраивалась, часто страдала от пожаров.
В 1907 г. настоятелем храма становится Алексей Александрович Богатырев. По воспоминаниям современников, он много путешествовал и был весьма образованным человеком. Именно ему принадлежит идея строительства в Тогаево нового каменного храма в русско-византийском стиле.
Время не сохранило имя автора проекта храма. Известно, что строительство началось в 1910 г. и осуществлялось под руководством архитектора Казанской удельной конторы. Настоятель храма А.А. Богатырев лично участвовал в разработке проектно-сметной документации. В производстве работ и их финансировании принимали активное участие благотворители и простые прихожане, жители всех 12 деревень, входивших в приход. Крестьяне собирали средства на возведение храма, заготавливали строительный материал, непосредственно участвовали в строительных работах, предоставляли своих лошадей. Сохранились воспоминания о действовавших подъемниках, подающих стройматериалы на высоту, при помощи крестьянских лошадей.
Освящение и первая служба в новой церкви состоялись в праздник Святого Михаила Архангела 8 (21) ноября 1915 г.
Расположенное на возвышенности строение хорошо просматривается при въезде в село, является доминантой и важнейшей частью архитектурно-пространственного пейзажа. Представляет собой пятиглавый четырехстолпный храм. Объемная композиция складывается из четверика с несколько повышенной средней частью и пониженными углами. Широкий световой барабан центральной главы опирается на подпружные арки центральной подкупольной части. С запада примыкает пониженный узкий объем трапезной и трехъярусная колокольня, увенчанная главой на цилиндрическом световом барабане. С восточной стороны к четверику примыкает прямоугольная в плане апсида.
Кирпичный декор фасадов церкви и колокольни выполнен в стиле неорусской архитектуры начала XX в., отличается высоким качеством исполнения и тщательностью проработки деталей. Узкие оконные проемы с арочным завершением подчеркнуты наличниками с полуколоннами и дугообразными сандриками-бровками. Над нижними окнами трапезной устроены дополнительные полуциркульные проемы. Пластика стен обогащена лопатками, филенками с заполнениями из крестообразных и квадратных элементов. Основания глухих угловых барабанов глав четверика и главы колокольни подчеркнуты кокошниками. Центральные части стен четверика выше боковых участков и увенчаны дугообразными завершениями.
Своеобразие фасадам придают иконы, установленные на центральных осях стен. Декор северной стены включает в себя икону Иисуса Христа, южной стены – Божией Матери. На восточной стене расположена икона Святого Михаила Архангела с апостолами.
Церковь относится к числу немногих храмов Чувашии, практически не пострадавших в годы борьбы с религией. В конце 1920-х гг. по стране покатилась волна закрытия храмов и монастырей. С середины 1930-х гг. ликвидация церковных учреждений принимает массовый характер. По рассказам жителей села, в 1937 г. на защиту храма встали жители всех 12 поселений, входящих в приход, окружив его плотным кольцом. Разогнать прихожан, взявшихся крепко за руки, солдатам не удалось. Комиссар, поднявшись на колокольню, предпринял попытку собственноручно сбить 115-пудовый колокол. Неожиданно для всех чугунный язык накренившегося колокола ударил активиста с такой силой, что он на глазах у всех собравшихся выпал из проема колокольни и разбился, упав на крыльцо храма. В дальнейшем попыток закрытия и разрушения храма, на защиту которого встал народ, не было.
Уникальный по художественной целостности храм имеет достаточно высокую степень сохранности внутреннего убранства: великолепные иконы, иконостасы, паникадила, хоругви и утварь. В интерьере храмовой части сохранилась напольная керамическая плитка с геометрическими рисунками и узорами. Кроме того, в церкви сохранились элементы уникальной для нашей республики калориферной системы отопления, которая ныне не используется. В подвале располагаются кирпичные и стальные печи, от которых расходятся отопительные каналы, скрытые в стенах.
Церковь Святого Михаила Архангела представляет значительную историко-культурную ценность как своеобразный образец каменного сельского приходского храма начала XX в., возведенного в формах неорусского направления зодчества с использованием элементов византийской архитектуры.
Последние новости
Значение местного самоуправления в современном обществе
Как местные органы власти влияют на повседневную жизнь граждан
День матери в России: Поддержка семей с детьми
Государственные меры помощи матерям и семьям в Чувашии
Конкурс на лучшее произведение искусства
Творческие умы города собрались, чтобы продемонстрировать свои таланты.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку