Сподвижник и надежный друг Ивана Яковлева
Святейший Синод 15 января 1883 года издал указ о разрешении богослужения в России на языках населявших ее народов.
Святейший Синод 15 января 1883 года издал указ о разрешении богослужения в России на языках населявших ее народов. Однако в то время в национальных приходах Среднего Поволжья служили русские священники, не владеющие языком своих прихожан. Возникла настоятельная потребность в подготовке священнослужителей из представителей коренных национальностей. 24 сентября 1893 года Синод разрешил Симбирскому архиепископу принимать ежегодно в Симбирскую духовную семинарию троих учителей из чувашей, окончивших курс в Симбирской чувашской учительской школе и проработавших не менее двух лет для получения ими богословского образования. К 1897 году в Казанской епархии имелось всего 45 священников из «инородцев»: чувашей – 21, татар – 19, марийцев – 5. С 1900 года чувашей и других представителей поволжских народов стали принимать в Казанскую духовную семинарию. Впоследствии выпускники этой семинарии сыграли большую роль в духовно-нравственном просвещении инородцев.
Наиболее известным богословом из чувашей, окончившим эту семинарию, является Даниил Филимонович Филимонов. Его деятельность была многогранна. Он проявил себя и как педагог, и как священник, и как христианский просветитель, переводчик и писатель, этнограф, общественный деятель. Его отличали широкая образованность, страстная любовь к национальной культуре, родному языку. Он сподвижник и надежный друг И.Я. Яковлева на протяжении всей его жизни. Но в 20–70 годах прошлого века, в годы атеизма, о просветительной деятельности Д.Ф. Филимонова мало что писалось. Начиная с 2000 года, интерес исследователей к деятельности Д.Ф. Филимонова усилился. Сегодня наиболее известными являются труды Г.А. Александрова [Чувашские интеллигенты: Биографии и судьбы / Г.А. Александров. – Чебоксары, 2007, с. 5], Ю.А. Артемьева [Мятежный дух чувашского Аввакума // Известия НАНИ ЧР, 2000. – № 4. – с. 3-17], Н.П. Филимонова [Добрый батюшка. – Чебоксары: Типография №7, 2020. – 120 с.], которые успешно используются в работе передовых школ республики в духовно-нравственном воспитании обучающихся.
Д.Ф. Филимонов родился 10 (22) декабря 1855 года в деревне Первое Степаново Чурачикской волости Цивильского уезда Казанской губернии в семье государственных, православных крестьян Филимона Афанасьевича и Кликерии Максимовны. У него было два брата: Илья (1848 г.р.), Василий (1859 г.р.), и две сестры: Екатерина (1850 г.р.) и Гликерия (1852 г.р.). Родители были православными, занимались земледелием и своих детей к крестьянскому труду привлекали с ранних лет. Так Даниил с 8-летнего возраста уже умел пахать, жать, плести лапти, ловить рыбу, косить и убирать сено.
С 1867 года Даниил стал учиться в Чурачикской земской школе, где учили на русском языке. Осенью 1869 года в этом училище стал преподавать чуваш М.Д. Дмитриев, окончивший педагогические курсы при Братстве св. Гурия в Казани. Он стремился учить детей родному языку, петь молитвы на чувашском языке. «Занятия М.Д. Дмитриева, – писал Д.Ф. Филимонов потом, – произвели во мне переворот: до него я веровал по-домашнему – по-язычески, а после него стал веровать по-христиански. Не пропускал ни одной церковной службы, ни одного поста». Скоро М.Д. Дмитриева перевели учить детей в село Абызово. Даниил осенью 1871 года уговаривает отца проводить его учиться к своему любимому учителю в село Абызово.
В сентябре 1872 года Д. Филимонов по совету М.Д. Дмитриева поступил в Казанскую инородческую учительскую семинарию, где директором работал Н.И. Ильминский, профессор Казанской духовной академии. Семинаристы изучали кроме богословских предметов анатомию, ботанику, минералогию, историю, славянский и русский языки, математику, физику и др. Обучались также разным ремеслам: столярному, токарному, слесарному, работе по металлу.
В семинарии Даниил Филимонов познакомился со студентом университета И.Я. Яковлевым, часто приходившим в дом к Ильминским, где нередко происходили их беседы о просвещении «инородцев». В июне 1875 года Д.Ф. Филимонов окончил семинарию и с 1 августа по приглашению И.Я. Яковлева стал учительствовать в Симбирской центральной чувашской школе, обучал всем предметам, в том числе и закону Божию под наблюдением законоучителя И.В. Богоявленского, а потом четыре года преподавал историю и географию в старших классах.
Зимой 1882 года Д.Ф. Филимонов получил от Н.И. Ильминского письмо с предложением принять сан священника. 20 июня Д.Ф. Филимонова посвятили в духовное звание, 27 июня того же года рукоположили в сан диакона в Спасском монастыре, а через два дня – в сан священника в кафедральном соборе, с назначением на место помощника настоятеля церкви села Ковали Цивильского уезда.
Д.Ф. Филимонов мечтал научить читать на родном языке всех жителей своего прихода. Он считал, что в доме каждого прихожанина должны быть Евангелие, молитвенник, псалтирь и священная история на чувашском языке, а в каждом селении – школа для обучения и воспитания детей обоего пола на чувашском языке.
В своей работе много внимания Д. Филимонов уделял открытию сельских школ. Им были открыты частная школа грамоты в деревне Кудеснеры (8 января 1883 г.), школа Братства св. Гурия в деревне Дальние Мусирмы (1 октября 1884 г.), частная женская школа грамоты в селе Мусирмы (15 ноября 1888 г.), братские школы: в деревнях Первое Степаново, Старые Арабоси, Хоруй, Тенеево. Д.Ф. Филимонов впервые в церкви села Мусирмы стал проводить богослужение на чувашском языке. Чтобы слово священника доходило до самой глубины сердца верующих, по мнению Филимонова, нужно соблюдать два условия: 1) каждое слово, каждую фразу нужно произносить от души, а не механически, 2) чувашские слова нужно выговаривать совершенно правильно, согласно с чувашским произношением.
В своих поучениях и беседах он рассказывал прихожанам – чувашам – о православной вере, православных праздниках, о причинах греховности людей. Д.Ф. Филимонов достаточно полно изучил состояние религиозности чувашей.
Свои выводы он изложил в «Известиях по Казанской епархии» (1896. – № 4). Д.Ф. Филимонов писал, что обращение чувашей в христианство было событием великим и весьма важным в их жизни. Но религиозное сознание чувашей не было сильно затронуто этим событием, и жизнь их текла в прежнем русле следования языческим обрядам. Чуваши продолжали искренне почитать своих ложных богов, усердно исполняли сложившиеся обряды и обычаи, к православному духовенству относились недоверчиво, требования христианских законов исполняли только по принуждению. Все это обуславливалось замкнутым образом жизни чувашей, отсутствием внешних связей, незнанием ими церковнославянского языка и отсутствием переводов книг Св. писания и богослужебных [Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук. – Отд. 2. Ед. хр. 188. – Инв. № 455. Л. 5].
В феврале 1894 года Д.Ф. Филимонов был переведен в село Ишаки Козьмодемьянского уезда. Архиепископ Владимир поручил Д. Филимонову устроить в этом селе учительскую школу для чувашей. Для размещения школы летом 1894 года Д.Ф. Филимонов с помощью сельчан построил двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте. В нижнем этаже этого дома располагались две учительские квартиры, в верхнем – учебные классы. 4 октября 1894 года была открыта двухклассная миссионерская школа Братства св. Гурия. Она готовила учителей для сельских чувашских братских школ и школ грамоты и состояла в ведении совета Братства св. Гурия. Школа содержалась на средства Православного миссионерского общества, местной церкви и Козьмодемьянского уездного земства. Через год были выстроены для ученического общежития одноэтажное деревянное здание с кухней и баня. Желающих поступить в Ишакскую школу насчитывались сотни. Столь блестящая успехами школа всецело обязана была исключительным педагогическим талантам Д.Ф. Филимонова и широкой известности его как священнослужителя. В школе изучались закон Божий, краткие сведения по школоведению, русский язык и славянское чтение, арифметика, чтение чувашских переводов, русская история и география, церковное пение. Школа имела огород площадью 800 кв. сажен, продукты с него служили подспорьем для содержания учащихся. В Ишакском приходе Д.Ф. Филимоновым были открыты три школы грамоты: 15 октября 1895 г. в деревне Хора-Сирма и 23 октября 1896 г. в деревнях Ырашпулых и Сятракасы. Одним из лучших средств для религиозно-нравственного развития чувашей Д.Ф. Филимонов считал распространение книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. По его ходатайству в Ишаках был открыт склад миссионерских изданий на чувашском языке и лавка для их продажи. 19 мая 1897 г. Д.Ф. Филимонов обратился с докладом к архиепископу Арсению, предлагал бесплатно раздавать богомольцам в Ишакской церкви недорогие поучительные листки религиозно-нравственного содержания на простом, понятном чувашском языке. Д. Филимонов просил разрешить из доходов Ишакской церкви выделять на это ежегодно до 100 рублей. В переводах поучений Филимонову помогали сельские священники чувашских приходов Цивильского уезда, хорошо знавшие чувашский язык: В. Ильинский, П. Васильев, Ф. Иванов, В. Ефремов, В. Зайков и др.
В октябре 1899 года Д.Ф. Филимонов покинул Ишаки, уехал в село Пролейка Самарского уезда Самарской губернии. 30 января 1902 года его перевели в приход села Туарма Бугульминского уезда. Здесь он принял участие в проверке работы церковных школ в ряде приходов Бугульминского уезда.
В 1890-е годы в чувашских приходах Казанской епархии появились первые священники-чуваши, получившие образование в духовных семинариях Казани и Симбирска.
В 1914 году Д.Ф. Филимонов первым из чуваш возведен в сан протоирея. 19 февраля 1920 года его арестовали и посадили в тюрьму по доносу нескольких бывших его прихожан. Отсидел он 4 месяца и 11 дней. 18 августа 1920 года Д.Ф. Филимонов вернулся в Туарму. Его имущество и хозяйство было полностью разорено, должность священника занята. 31 октября Д. Филимонов уехал в деревню Старое Афонькино (к этому времени она входила в состав Бугурусланского уезда) и занял должность диакона в местной церкви. В сентябре 1922 года Д.Ф. Филимонов тяжело заболел малярией.
Указом Св. Синода (состоявшего из обновленцев) от 19 января 1924 года протоиерей Д.Ф. Филимонов был назначен Чебоксарским епископом, викарием Чувашской епархии. 29 февраля того же года в Свято-Троицкой церкви города Казани он был хиротонисан в епископа города Чебоксары.
Местопребывание епископу Даниилу Филимонову назначалось в Чебоксарском мужском монастыре, но, вследствие перехода этого монастыря на сторону патриаршей церкви, он обосновался на постоянное жительство в селе Ишаки, где еще до хиротонии в епископа был зачислен настоятелем церкви. В Ишаках в 1925–1929 гг. Филимонов перевел на чувашский язык брошюры «Табак сиен?», «Х?рл?хен», «Ш?л чир?» «?ын ?инчен суйса ан кала?».
15 января 1929 года Д.Ф. Филимонов был возведен Св. Синодом в сан архиепископа, также первым среди чуваш. 16 октября того же года он по слабости здоровья был освобожден согласно прошению от управления Чебоксарским викариатством. После этого выехал на родину в деревню Первое Степаново Цивильского района, где состоял настоятелем местной церкви. 12 июля 1932 года, по инициативе местной религиозной общины и с разрешения епархиальной власти, в церкви деревни Первое Степаново было проведено празднование 50-летия служения Д.Ф. Филимонова в священническом сане. В последний год своей жизни Даниилу Филимоновичу пришлось даже прятаться в деревне у своих родственников. Ибо в те годы отношение государства к верующим все еще было отрицательное.
Умер Д. Ф. Филимонов в нищете 11 мая 1938 года. На похороны приезжали дочери Людмила и Антонина. 16 сентября 1999 года Борис Алексеевич и Николай Борисович Васильевы – внук и правнук Д.Ф. Филимонова – на его могиле установили мраморный памятник [Александров, Г.А. Чувашские интеллигенты: Биографии и судьбы. – Чебоксары, 2007, с. 103].
Имя и добрые просветительские дела Д.Ф. Филимонова не забыты. Сегодня большую работу по изучению и пропаганде жизни и деятельности Д.Ф. Филимонова проводят правнук младшего брата Дмитрия Филимонова – Василия, Николай Петрович Филимонов, отличник народного просвещения РФ, и его супруга Ираида Николаевна, заслуженная учительница Чувашской Республики. Они открыли в своем доме «Музей Д.Ф. Филимонова», где выставлены уникальные документы, рассказывающие о жизни и просветительской деятельности Д.Ф. Филимонова.
Владимир Павлов, кандидат педагогических наук
Последние новости
Значение местного самоуправления в современном обществе
Как местные органы власти влияют на повседневную жизнь граждан
День матери в России: Поддержка семей с детьми
Государственные меры помощи матерям и семьям в Чувашии
Конкурс на лучшее произведение искусства
Творческие умы города собрались, чтобы продемонстрировать свои таланты.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований