Для чего нужны корпоративные социальные сети бизнесу и в чем уникальность продукта
Социальные сети являются неотъемлемой частью жизни многих людей в настоящее время. Они стали наиболее популярным средством общения, преодолевающим границы и предоставляющим людям возможность общаться в любое время суток. Корпоративная социальная сеть, созданная внутри компании, обеспечивает те же преимущества, позволяя сотрудникам поддерживать связь со своими коллегами и чувствовать себя частью команды. Мы беседовали на эту тему с основателем обещающей новой социальной сети для бизнеса - LOQUI BUSINESS, Дмитрием Бенцем.
Сегодня корпоративные социальные сети являются одним из наиболее глобальных проектов в Интернете, оказывая значительное влияние на мировое сообщество. Социальные сети постепенно вытесняют известных телевизионных и печатных изданий, становясь более удобным и эффективным средством коммуникаций. Но на стадии их появления они в основном использовались исключительно в качестве развлечения.
Тем не менее, бизнес-сфера быстро обнаружила их потенциал и начала активно приобщаться к ним. Большинство компаний, которые работают на привлечении клиентов, создают свои профили в Facebook или «ВКонтакте». Однако, сегодня мы можем наблюдать не только присутствие компаний в социальных сетях, но и социальные сети в компаниях.
Несколько лет назад многие российские работодатели не считали перспективу корпоративной сети в своей фирме достаточно перспективной, утверждая, что социальные сети — это бессмысленное занятие, склонное к отвлечению сотрудников от работы. Ipsos осуществила исследование для Microsoft, в котором выявлено, что до настоящего времени в 34% российских компаний полностью запрещен доступ к социальным сетям любого типа. В то же время, около 40% всех сотрудников из различных организаций убеждены в том, что применение корпоративных социальных сетей будет значительно способствовать эффективному взаимодействию между коллегами.
Сегодня мы видим, что ситуация постепенно изменяется. Наиболее продвинутые работодатели начинают осознавать удобство того, что сотрудники могут находиться в связи и вовлечены в рабочий процесс практически в любое время. Кроме того, наличие корпоративной социальной сети является неотъемлемой частью организационной культуры, такой же важной, как льготы для сотрудников или мероприятия по тимбилдингу. Корпоративные социальные сети – это современный тренд, и самые прогрессивные компании уже следуют за ним.
Однако, не следует ожидать быстрых материальных результатов от внедрения корпоративных социальных сетей. Польза от них заключается в вовлеченности персонала, уменьшении времени на обучение новых сотрудников, создании единого и сплоченного коллектива. Оценка ROI в этом случае возможна только косвенно, однако, лояльность сотрудников всегда имеет положительный эффект на результаты работы. Корпоративные социальные сети способны перенести все преимущества обычных социальных сетей в бизнес-среду, такие как быстрота обмена информацией, доступность, дружеский интерфейс, поддержка мобильных устройств, легкость в создании новых контактов, использование общей базы знаний и возможность коллективного обсуждения задач.
Кроме того, сети помогают сократить время, которое затрачивают сотрудники на поиск необходимой информации или нужных коллег, оптимизируют рабочий процесс в крупных организациях, имеющих филиалы в разных регионах: вертикальную и горизонтальную коммуникацию между коллегами и руководством.
Мировой опыт показывает, что сотрудники предпочитают использовать корпоративные социальные сети в качестве средства взаимодействия по рабочим вопросам. К примеру, медицинская страховая компания Humana использует корпоративную социальную сеть, на которую зарегистрировалось 26 тысяч человек и создано более 1200 групп. 70% времени в сети используют для обсуждения рабочих вопросов. Также, корпоративные социальные сети могут снизить интерес сотрудников к обычным социальным сетям в рабочее время.
Корпоративные социальные сети не только не отвлекают сотрудников от работы, но и улучшают бизнес-процессы компании. А рассказать об этом, не затрагивая цифры, было бы голословным. Гарвардский университет провел исследования, результаты которых говорят о том, что внутренние соцсети позволяют:
- ускорить доступ к информационной базе на 71%
- сократить расходы на командировки на 68%
- улучшить управление документооборотом на 63%
- уменьшить расходы на связь на 48%
- повысить удовлетворение сотрудников на 56%.
Агентство внутренних коммуникаторов сообщает, что внедрение соцсетей способно повысить вовлеченность сотрудников в работу на 25%, а прибавив к этому:
- рост количества предложений на 48%
- рост количества внедренных идей на 25%
- снижение количества увольнений на 7%
корпоративные социальные сети смогут стать катализатором развития компании.
Важно учитывать, что результаты внедрения зависят от самой организации, так как корпоративная соцсеть дает возможности, но если руководитель не предпримет дополнительных шагов, кроме покупки и установки КСС, то и ожидать большого эффекта не стоит. Здесь важно понимать, что процентное выражение эффективности использования весьма условно, так что не гарантировано снижение издержек именно в пределах обозначенных рамок.
Аналитики из Gartner предлагают анализировать окупаемость соцсетей несколько иначе, чем других систем. Сначала необходимо оценить количественные показатели, то есть сколько сотрудников подключилось к сети и сколько постов и блогов они публикуют. Рост публикаций — свидетельство ее полезности. Уменьшение количества внутрикорпоративных почтовых сообщений является еще одним показателем популярности соцсети среди работников компании. После освоения социальной сети можно переходить к оценке ее эффективности по критериям, выбранным в начале проекта.
Один из главных вопросов, который возникает при рассмотрении корпоративной социальной сети компании, - какой функционал обладает этот инструмент в общении с сотрудниками? Ответ на этот вопрос даёт Д.Б., который отмечает, что типовая корпоративная социальная сеть обладает всеми возможностями для создания личных страниц сотрудников, рабочих групп и сообществ, обмена файлами, подписки на новости, организации дискуссий, создания информационных баз и многого другого.
Далее Д.Б. выделяет несколько основных функций, среди которых:
- Публикация контента;
- Инструменты для обсуждения;
- Уведомления и напоминания;
- Календарь;
- Информационная лента;
- Персональные RSS-потоки;
- Товары и услуги;
- Контакты.
Особенно полезной функцией является публикация контента, которая позволяет сотрудникам самостоятельно публиковать тексты, файлы и мультимедиа. Вместе с этим, тесное взаимодействие между сотрудниками становится возможным благодаря инструментам для обсуждения, таким как чаты, блоги, отзывы и комментарии, что позволяет решать самые сложные задачи.
Другой функцией, которую отмечает Д.Б., является уведомления и напоминания, которые помогают оставаться в курсе последних событий в компании. Это также возможно благодаря календарю, который позволяет получать информацию о планерках, совещаниях, встречах и других событиях.
Информационная лента в свою очередь является своего рода новостями из жизни главного офиса и филиалов, где каждый сотрудник имеет возможность публиковать их самостоятельно.
Персональные RSS-потоки являются очень полезной функцией для сотрудников, тесно взаимодействующих по тому или иному проекту или имеющих общие интересы.
Товары и услуги позволяют сотрудникам публиковать личные объявления, а контакты дают доступ к контактной базе компании, что упрощает ориентирование новых сотрудников внутри компании.
В итоге, соцсеть для бизнеса - это площадка для повышения эффективности внутренней коммуникации и общения между сотрудниками.
Как популярны сегодня корпоративные социальные сети на российском рынке? Об этом рассуждает эксперт, Д.Б. Он уверен, что востребованность корпоративных социальных сетей в России растет с каждым годом. Если в начале развития такие продукты игнорировали, то сегодня на рынке есть перспективы для роста. Однако, существует определённая консервативность руководителей, которые не видят оправданной необходимости в их использовании.
На российском рынке представлено ПО как мировых, так и отечественных компаний. Продукция отечественных разработчиков адаптирована под реалии России. Среди десяти самых популярных решений можно назвать «Битрикс24», DaOffice, Jive, Yammer, «Пряники», IBM Connections, Facebook Workplace, Salesforce Chatter, Podio и CyberCloud. В список входят не только чисто социальные сети, но и социальные интранеты. Следует отметить, что хотя IBM Connections называет себя корпоративной социальной сетью, определённые возможности заставляют рассматривать его как портал. Однако, эксперт уверен, что в ближайшем будущем будут развиваться продукты, имеющие больше социальных функций.
Многие пользователи часто путают в своих представлениях понятия «корпоративный портал», «корпоративная (социальная) сеть» и «интранет». В чем же основное различие между этими ресурсами?
Согласно руководителю компании, Д.Б., почти у каждой компании, заботящейся о развитии внутренних коммуникаций и сохранении информационной базы, уже имеется корпоративный портал или интранет. Кроме того, на рынке представлено множество вариантов корпоративных порталов, наиболее популярными из которых являются SharePoint от Microsoft, DeskWork, WSS Portal, IBM, WebSphere Portal и Oracle WebCenter Portal. Однако, как отмечает Д.Б., в большинстве случаев эти порталы оказываются заброшенными и неиспользуемыми.
Таким образом, непонимание различий между порталом и сетью иногда приводит к недоверию руководства компаний к последним и желанию избежать лишних затрат на дублирующиеся решения.
Вопрос заключается в том, чем же портал отличается от сети. Сеть и портал являются совершенно разными ресурсами.
Во-первых, портал предназначен для совместной работы и обмена информацией внутри компании, но не для свободного общения. Это среда для постановки задач и хранения данных, а также для обмена информацией между сотрудниками. Общаться на портале очень сложно, например, когда там ведется учет времени или ставятся рабочие задачи. Создатели корпоративной социальной сети стремятся создать именно такой «социальный» продукт, который будет «в противовес» порталу, позволяя формировать внутренние коммуникации компании в закрытом окружении.
Во-вторых, в отличие от портала, в сеть все основные действия выполняют сами пользователи. В сети также отсутствует необходимость в администраторе. Контент в социальной сети формируется «снизу вверх», что более полно отражает реальные интересы сотрудников и их связи друг с другом.
В-третьих, корпоративная социальная сеть для бизнеса – это медийный инструмент с понятным для всех пользователям интерфейсом и функционалом, который не требует многократного обучения персонала и адаптирования к новому сервису. В отличие от портала, корпоративная социальная сеть менее мобильна, однако, при этом способна оперативно реагировать на запросы сотрудников. Ввиду этого, несмотря на то, что пользователю может потребоваться администратор для обеспечения технического функционирования корпоративной сети, он скорее выступит в роли «лица, ответственного за технические вопросы», чем в роли создателя контента.
В настоящее время социальные сети для компаний являются неотъемлемой частью рабочего процесса. Но, как же будут развиваться эти сети в ближайшем будущем и какие тренды будут определять их использование?
Один из основных трендов – это забота о коллективе. Прогрессивные руководители понимают, что запрет на использование социальных сетей ни к чему не приведет, так как сотрудники будут пользоваться ими через мобильные устройства, а это может привести к неконтролируемому процессу, который повышает репутационные риски. Поэтому, менеджмент предпочитает гибкий подход, отказываясь от запрета на социальные сети и устанавливая их корпоративные версии.
Еще одной тенденцией является переход к системе быстрого обмена новостями и безопасным перепискам в рамках сети. Отказ от использования устаревших средств общения может негативно отразиться на рабочем процессе, или привести к молчаливому, но массовому саботажу.
Сеть LOQUI BUSINESS полностью соответствует стандартам, используемым в самых продвинутых мессенджерах планеты, что гарантирует максимальную защиту коммерческой тайны или просто важных для компании данных.
Среди трендов развития корпоративных социальных сетей можно отметить возрождение онлайн-помощи, минималистичный дизайн, умный поиск и инструменты для мотивации сотрудников, такие как геймификация, ведение дискуссионных форумов и создание раздела личных объявлений.
Вы занимаетесь продвижением новой корпоративной социальной сети LOQUI BUSINESS. Что делает этот продукт уникальным и интересным для пользователей?
Дмитрий Борисов, основатель проекта: LOQUI BUSINESS стартовал как социальная сеть, созданная специально для людей, с интерфейсом, аналогичным обычным соцсетям, которые люди используют в своей повседневной жизни. Это позволяет сотрудникам чувствовать себя комфортно и уверенно при использовании нового инструмента.
Однако, LOQUI BUSINESS также решает ряд задач, которые могут быть полезны для бизнеса. Он объединяет сотрудников разных департаментов, стирая границы между ними, даже если они работают в разных городах. Это помогает заинтересовать коллег и повысить мотивацию, укрепить командный дух, что действительно положительно отражается на лояльности и отношениях сотрудников.
Кроме того, LOQUI BUSINESS предоставляет возможности для сотрудников, такие как использование общей базы знаний, участие в мозговых штурмах и группах по интересам, а также прямое общение с топ-менеджментом. Пользователи также могут создавать личные события, предлагать свои услуги, продавать товары и отмечать места. Уникальная функция геолокации позволяет сотрудникам находить коллег на конференциях, размещать информацию с геопривязкой и быстро находить адреса офисов и мест проведения встреч.
Несмотря на то, что LOQUI BUSINESS не имеет таких многочисленных рабочих функций, как у конкурентов, это было сделано специально. По мнению экспертов, психология человека такова, что он не будет свободно общаться через рабочий инструмент. Почта или корпоративный портал никогда не смогут заменить социальные сети в этом плане. LOQUI BUSINESS интегрируется легко с другими программными продуктами, такими как «1С-Битрикс», Office365.
Интервью проведено с основателем проекта, Дмитрием Борисовым, который пожелал успехов в продвижении идей корпоративной социальной сети в целом и LOQUI BUSINESS в частности.
Фото: freepik.com