Выездные и камеральные налоговые проверки: сходство и отличия
Федеральная налоговая служба России (ФНС) доначислила почти 138 млрд рублей в федеральный бюджет в 2021 году в результате налоговых проверок, согласно официальному сайту ФНС России.
Одной из главных целей каждой налоговой проверки является контроль за соблюдением компанией налогового законодательства и соответствия суммы уплаченных налогов и сборов действительности. Однако, налоговые проверки самого разного рода, поэтому они могут отличаться по своим особенностям.
Компании имеют огромное количество работы при подготовке необходимых документов и их предоставлении налоговым органам, чтобы убедиться в соблюдении налогового законодательства.
Организации могут столкнуться с двумя видами налоговых проверок: выездной и камеральной. Независимо от выбранного варианта, цель проверки всегда заключается в сопоставлении предоставленной налоговой отчетности с реальной деятельностью компании.
Как следует из названия, выездная проверка проводится на месте нахождения предприятия и требует активного участия его представителей. Проверка может быть назначена только по решению руководителя налогового органа и чаще всего проводится в случае наличия у фискальных органов оснований подозревать о налоговых нарушениях. Цели выездной проверки заключаются в контроле за правильностью исчисления и внесения в бюджет налогов и сборов, взыскании недоимок по налогам и пеням, привлечении к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, и предупреждении этих правонарушений.
Камеральная проверка, в свою очередь, является регулярной и проводится на основе данных, предоставляемых самой организацией, а также уже имеющихся у ФНС. В отличие от выездной проверки, в камеральной представители компании не участвуют. Процедура проходит без уведомления организации и состоит в анализе налоговых деклараций и расчетов. Цели камеральной проверки сводятся к выявлению налоговых нарушений, контролю соблюдения законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, взысканию сумм неуплаченных или не полностью уплаченных налогов и пеней, а также наложению налоговых санкций, если для этого имеются основания.
Важно отметить, что риски проведения внеплановой налоговой проверки могут оценить специалисты, которые также смогут дать рекомендации по ее прохождению с минимальными потерями.
Порядок проведения налоговых проверок: сравнение камеральных и выездных
Обязательность в правильности исчисления и уплаты налогов является общей для камеральной и выездной налоговых проверок, однако есть некоторые различия между этими видами проверок:
1. Основание для проверки: при камеральных налоговых проверках компании самостоятельно подают декларацию в ИФНС без распоряжения инспекции. В то же время, выездные проверки проводятся только при подозрении в недостаточной аккуратности в налоговых расчетах либо при включении компании в план проверок ФНС.
2. Предмет проверки: выездная налоговая проверка включает более детальное изучение документации, возможных налоговых уклонений и других серьезных недочетов. Во время выездной проверки сотрудники ФНС могут проверить не только один вид налогов, но и правильность расчетов и уплаты сразу нескольких платежей. В рамках камеральной проверки фискальные органы проверяют только ошибки и правильность расчетов, а также своевременность подачи документов.
3. Место проведения проверки: камеральные проверки проводятся без выезда инспектора на территорию проверяемой организации - все работы происходят в кабинетах сотрудников ФНС. Выездные проверки проводятся на месте у налогоплательщика, хотя при невозможности предоставления проверяемого места, проверка может происходить на территории инспекции.
4. Сроки проведения налоговой проверки: для камеральной проверки установлен срок в три месяца с момента подачи документов в ИФНС, обычно документы предоставляются один раз в квартал. Если были найдены неточности или намеренные искажения в документации, то сроки проверки могут быть увеличены. Выездные проверки обычно проводятся в течение двух месяцев, но могут продляться до четырех или шести месяцев в некоторых случаях, основанных на Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189Приказ Федеральной налоговой службы от 8 мая 2015 года N MMB-7-2/189@.
Оспаривание результатов проверки
Решение о штрафах и доначислениях, как результат налоговой проверки, может быть оспорено. Для этого стоит обратиться к компетентным специалистам, которые разбираются в налоговом законодательстве.
При необходимости увеличения срока проведения выездной налоговой проверки, несколько факторов могут повлиять на это, в том числе:
- юридическое лицо входит в список крупнейших налогоплательщиков;
- в ходе проверки было оказано противодействие сотрудникам ФНС (например, не были предоставлены все документы);
- были получены сведения о нарушении компанией законодательства об уплате налогов и сборов со стороны других контролирующих органов;
- возникла форс-мажорная ситуация в процессе проведения проверки;
- у налогоплательщика имеется несколько структурных подразделений - если их количество составляет менее четырех, то сроки увеличиваются до четырех месяцев, если же больше - до шести месяцев.
Специалисты налоговой службы проводят проверки у предпринимателей, чтобы выявить ошибки или нарушения в документации. Если всё в порядке, то предприниматель даже не узнает об интересе налоговой к его персоне. Камеральная налоговая проверка заканчивается выдачей акта, который отправляется администрации только в случае наличия нарушений. По итогам проверки ФНС может запросить уточненную налоговую декларацию, уведомить о необходимости доплаты налогов и пеней. Если же организация не соблюдает сроки подачи декларации, ей придётся оплатить штраф.
Результаты выездной налоговой проверки подводятся в специальную справку, а после этого составляется акт. Решение по результатам проверки выносится на основе данного документа и вручается руководству компании или уполномоченному лицу. Выявленные нарушения могут привести к доначислению налогов, а также наказанию в виде штрафов и пеней. Если налоговики определят, что нарушения были умышленными, то на организацию может быть наложен штраф в размере 40% от начислений и пеней.
Чтобы оценить налоговые риски и подготовиться к налоговым проверкам, лучше обратиться в компанию с положительной репутацией и большим опытом в этой сфере. Оспаривать решение налоговой службы сложно, обычно суд принимает сторону ФНС. Если во время выездной проверки выявлены нарушения, может быть возбуждено уголовное дело или же налоговый орган может предложить процедуру банкротства компании. При этом владелец или руководитель организации может быть привлечён к субсидиарной ответственности.
Руководитель налоговой практики компании «КСК ГРУПП», кандидат юридических наук Роман Шишкин, дал советы по подготовке организации к налоговой проверке. В случае, когда камеральная налоговая проверка превращается в выездную, подготовка документов является важной задачей для представителей организации. Инспекторы стремятся доказать нарушения со стороны компании, поэтому необходимо подготовить документы и сотрудников таким образом, чтобы компания смогла отстоять свою правоту на этапе досудебных разбирательств или в суде. Стоит отметить, что на уведомление о предстоящей проверке не всегда хватает времени, поскольку инспекция не предупреждает о дате прибытия.
Существует возможность предупредить всех постоянных контрагентов о налоговой проверке, чтобы они могли подготовить необходимые документы для подтверждения сделок. Важно проверить реквизиты, печати, подписи, даты, чтобы документы были соответствующими с обеих сторон.
Если выездная налоговая проверка все же состоится, то компания может оказаться в трудной ситуации. Кроме того, не всегда возможно положиться на сотрудников компании или успеть самостоятельно изучить все нововведения в налоговое законодательство в короткий срок. В таких случаях всегда можно обратиться к независимому специалисту в области аудита или привлечь экспертов, чтобы оспорить решение ФНС о доначислениях.
Компанию «КСК ГРУПП» уже не раз приходилось заниматься оспариванием налоговых доначислений. Один из эпизодов связан с компанией-поставщиком угля. В процессе выездной налоговой проверки инспекторы подвергли под сомнение реальность сделок с одним из контрагентов. Специалисты ФНС установили, что компания не совершала поставки угля, и указали в актах, что у контрагента не было сотрудников, транспорта и складов, а значит такая фирма не могла осуществлять поставки. В результате доначисления в размере 10 млн рублей, в том числе пени и штрафы, были выставлены компании. Поставщик угля, пытавшийся самостоятельно оспорить акт проверки в налоговом органе, не смог добиться успеха. Однако юристы «КСК ГРУПП» вместе с клиентом смогли доказать в Верховном суде РФ, что сделки не были фиктивными.
Офис юридических и консалтинговых компаний, которые специализируются на аудите, в топовых рейтингах в РФ. «КСК ГРУПП» ежегодно доказывает свой профессионализм, занимая лидирующие места. Главная цель компании заключается в том, чтобы клиенты получили не просто совет, а решение своей задачи с просчитанным экономическим эффектом.
Фото: freepik.com