Процедура оформления покупки квартиры
Приобретение жилья своими силами — это, безусловно, непростая задача, особенно если вы не обладаете необходимой юридической подготовкой или не приобретаете жилье у доверенных вам лиц. В подавляющем большинстве случаев без помощи профессионального риэлтора не обойтись: для этого потребуются не только формальные вопросы, связанные с подготовкой документов, но и оценка стоимости квартиры, а также юридическая проверка безопасности предстоящей сделки.
На что следует обратить внимание при покупке квартиры своими силами? Ниже представлены основные этапы этого процесса.
Как купить квартиру правильно: проверка на юридическую чистоту
Перед заключением договора купли-продажи квартиры необходимо провести тщательную проверку юридической чистоты объекта. Важно учесть, что квартира может иметь нескольких правообладателей, что требует более глубокого анализа. Рассмотрим, какие этапы необходимо пройти, чтобы убедиться в юридической прозрачности сделки.
1. Проверка истории квартиры и всех ее правообладателей
Анализ собственников квартиры должен включать:
- физическое и психическое здоровье продавца;
- проверку на алкогольную и наркотическую зависимость, психические расстройства, возрастные неврологические заболевания, затрагивающие функцию памяти, хронические заболевания, которые могут повлиять на психоэмоциональное состояние продавца;
- в случае приобретения прав на недвижимость по наследству - подлинность завещания;
- судебного решения на предмет вероятности его отмены или обжалования в вышестоящих инстанциях, а также его подлинности;
- количества правообладателей продаваемой недвижимости.
2. Проверка самого объекта жилой недвижимости
Необходимо проверить информацию о прошедших и возможных будущих капитальных ремонтах, перепланировках, реконструкциях, возможном сносе, о состоянии коммуникаций. Также требуется проверить подлинность всех правоустанавливающих документов (выписки из БТИ, Росреестра, паспортного стола) и наличие залога у кредитных учреждений.
3. Какие документы может потребовать покупатель
Покупатель имеет право потребовать у продавца архивную выписку из домовой книги, справки ПНД и НД на всех собственников, а также кадастровый паспорт, в котором отражены перепланировки в квартире, если таковые имели место.
4. Как можно самостоятельно проверить объект недвижимости
Покупатель может заказать соответствующую выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Справка представляет собой официальный документ, содержащий информацию об имени владельца объекта недвижимости и юридических основаниях получения им прав собственности на жилье. Официальный срок изготовления выписки - до 10 календарных дней.
Таким образом, проверка на юридическую чистоту квартиры является важным этапом перед заключением договора купли-продажи. Она позволяет защитить себя от неблагоприятных последствий сделки.
При покупке квартиры необходимо провести проверку как собственников, так и недвижимости, прежде чем подписывать договор купли-продажи. При этом рекомендуется доверить изучение договора опытному риелтору.
Договор купли-продажи должен содержать данные, необходимые для установления недвижимого имущества, такие как адрес расположения объекта, его фактическая площадь, название и назначение. Также в договоре должна быть указана цена, которая может быть выражена в рублях, в другой валюте, либо в рублях и валюте одновременно. Цена может быть указана за весь объект или за квадратный метр. В случае продажи квартиры, необходимо указать о всех собственниках и порядке их выписки.
Предоставление документов также является обязательным: паспорт, свидетельство о браке (если покупатель женат/замужем) и нотариально заверенное согласие супруга на заключение договора купли-продажи (если квартира приобретается в единоличную собственность).
В случае приобретения квартиры с использованием кредитных средств, необходимы дополнительные документы, такие как договор ипотечного кредитования или другой кредитный договор, закладная и справки из психоневрологического и наркологического диспансеров.
После сбора всех документов и проверки истории квартиры, можно приступить к подписанию договора купли-продажи и оплате приобретаемого объекта недвижимости. Важно убедиться, что продавец не получит деньги раньше, чем квартира будет переоформлена на покупателя.
Сделка должна быть заключена в переговорной комнате банка, имеющем депозитарий, чтобы обеспечить максимальную безопасность для обеих сторон. Юридические документы должны быть предоставлены в Росреестр в тот же день, после чего следует получить расписку с перечнем предоставленных документов и указанием даты их возврата после получения свидетельства о праве собственности на квартиру, что обычно занимает от недели до месяца в зависимости от характера сделки.
Издержки на оформление приобретения квартиры
Составляющие расходы на оформление приобретения квартиры:
- государственная пошлина, взимаемая за регистрацию перехода права собственности (сумма пошлины рассчитывается исходя из цены квартиры и может быть распределена между покупателем и продавцом);
- гонорар нотариуса;
- гонорар агентства недвижимости, предоставляющего услуги по правовому сопровождению сделки.
Заключительным этапом осуществления покупки квартиры является подписание акта приема-передачи объекта недвижимости, по окончании которого сделка считается законченной.
Необходимо знать все этапы процедуры приобретения квартиры, вне зависимости от того, проведете ли вы сделку самостоятельно или будете обращаться за помощью к риэлторам. Еще до начала процесса ознакомьтесь с графиком работы официальных служб и банков, которые понадобятся вам, а также сроками оформления документов. Помните, что обычно продавец заинтересован в быстрой сделке, а его квартира может привлечь и других покупателей.
Фото: freepik.com