Для чего нужен и что приносит предпроверочный анализ налоговой проверки
Подготовительный анализ налоговой проверки является важным этапом, который может помочь снизить потери организации. Услуга стоит отдельной рассмотрения.
Стоимость анализа может быть разной и зависеть от размера компании, вида деятельности и сложности ситуации. Есть возможность узнать стоимость услуги.
В рамках подготовки к проверке проводится налоговый аудит, выявляются налоговые риски и формируется доказательная база, а также разрабатывается стратегия защиты. Подробнее об этом читайте на нашем сайте.
Услуга сопровождения налоговой проверки квалифицированными специалистами может значительно сократить сроки процедуры и издержки. Мы готовы вам помочь.
Представители фискальной службы проводят предпроверочный анализ для отбора "жертв" налоговой проверки. Владея точной информацией, проще защитить свой бизнес от штрафов. Мы расскажем об особенностях предпроверочного анализа налоговой и дадим советы по защите от незваных гостей. Если возникли вопросы, можно обратиться к специалисту через форму обратной связи. Обратный звонок не заставит себя ждать дольше 20 минут.
Что такое предпроверочный анализ и кто его проводит
По данным налогового органа, опубликованным 20 февраля 2020 года на сайте nalog.ru, количество выездных проверок в 2019 году снизилось на 34%, а за последние пять лет — в 3,3 раза. Сегодня проверками охвачен в среднем всего один налогоплательщик из тысячи (или 0,14%). Что это значит? Существенно улучшилась эффективность работы налоговиков. Совершенствование механизма отбора приводит к тому, что все реже компании попадают под выездные проверки "впустую". Налоговая инспекция подходит к проведению проверок очень избирательно, выбирая преимущественно организации, где наиболее высока вероятность налоговых нарушений. В результате подавляющего большинства проверок выявляются нарушения и заканчиваются доначислениями.
Такая точность возможна благодаря предварительному анализу компании. В рамках его проведения собираются и исследуются данные о юридическом лице. По результатам анализа налоговая инспекция принимает решение, имеет ли смысл проводить проверку в отношении конкретной организации.
Таким образом, налоговики знакомятся с основной информацией о компании еще до посещения ее проверяющими инспекторами. Если предприятие получило уведомление о проверке, значит нарушения уже найдены на этапе предварительного анализа, а сама выездная проверка является формальностью, необходимой для зафиксирования нарушений документально и составления акта.
Результаты предварительного анализа определяют, станет ли компания кандидатом на выездную проверку, и грозят ли ей штрафы. Узнаем, каким образом проводится сбор и изучение информации о налогоплательщиках.
Важно отметить, что в процессе проведения анализа налоговиков интересует не только сам факт нарушения, но и реальная возможность взыскания денежных средств. Если с компании попросту нечего взять, проверку отложат, ведь для государственных органов это будет невыгодно в плане временных и материальных затрат. Поэтому в предварительном анализе большое внимание уделяется оценке реального экономического положения организации и ее руководителей.
Использование информационных технологий значительно увеличило эффективность налогового контроля. Сотрудникам ФНС не нужно проводить ручной анализ огромных объемов документов, так как на помощь приходят технические средства автоматизации. Основная часть предварительного анализа осуществляется с помощью компьютерных программ, которые загружают необходимые данные из фискальных органов.
Существует около 20 информационных систем, которые использует отдел предпроверочного анализа. Одна из таких систем - программно-информационный комплекс «ВНП Отбор». На основании данных бухгалтерской и налоговой отчетности компании оцениваются по 43 параметрам, также сравниваются с юридическими лицами, занятыми в той же области. Начисляются баллы при выявлении нарушений, чем больше баллов у компании, тем выше вероятность того, что ее проверят на предмет несоблюдения налогового законодательства.
Еще одним комплексом программ, используемым для предварительного отбора кандидатов на проверку, является АСК НДС (Автоматическая система контроля НДС). Она отслеживает движение средств между счетами разных организаций для выявления фактов ухода от уплаты НДС. С помощью АСК НДС-3 можно обнаружить разные схемы незаконной «оптимизации».
Другое дополнение к программе - СУР АСК НДС - автоматически распределяет организации по степени риска неуплаты НДС. Она делит компании на три категории: низкий, средний и высокий уровень риска.
Предположим, что компания получила большое количество баллов от ПИК «ВНП Отбор», а СУР АСК НДС присвоила ей высокую или среднюю категорию риска. В таком случае наступает следующий этап - аналитики исследуют досье каждой компании из предварительного списка. Информационная система «Налог-3» содержит сведения о каждой компании, которые используются аналитиками: кто является руководителем, какие денежные средства находятся на его счетах, каким имуществом он располагает. Эта информация нужна аналитикам для оценки перспектив взыскания доначислений.
Некоторые операции все еще выполняются вручную, например, аналитики запрашивают в банке выписки из расчетных счетов организации. Следующие факты явно свидетельствуют не в пользу налогоплательщика: компания не проводит операции, которые подтверждали бы реальную деятельность или между проверяемой организацией и потенциально взаимозависимыми лицами регулярно проходят платежи.
Однако, помимо автоматических действий, которые могут быть выполнены с помощью информационных систем, часть операций все еще приходится осуществлять вручную. На этом этапе в дело вступают аналитики, которые исследуют досье каждой компании из предварительного списка. Данную стадию предпроверочного анализа налоговой проверки часто называют ручным отбором, хотя это не совсем верно — специалисты также пользуются различными средствами автоматизации.
Результаты проверки: как избежать выездной проверки
В ходе предпроверочного анализа, проводимого аналитиками, собираются документы и составляется официальное заключение, содержащее информацию о проверяемой фирме, ее финансовой деятельности и оценку риска высокого налогового риска. Критерии риска, определенные в Приказе ФНС, включают такие признаки, как:
- низкая налоговая нагрузка относительно средних значений по данной отрасли;
- быстрый рост расходов по сравнению с темпами увеличения прибыли от реализации продукции;
- данные об убытках и большие суммы налоговых вычетов;
- низкая заработная плата сотрудников;
- другие признаки.
Информация, полученная в ходе предпроверочного анализа, включает в себя сведения об организации, сведения о результатах мер налогового контроля, применявшихся ранее, и итоговую часть, которая формулирует заключение об уместности проведения выездной проверки и о порядке ее проведения, а также дает рекомендации по мероприятиям и составу проверяющих.
Как избежать выездной проверки и предотвратить возможные доначисления и штрафы? Здесь на помощь могут прийти специалисты по налоговому консалтингу. Они проведут независимую проверку компании, выявят все возможные факторы риска и дадут советы по их устранению. После последования рекомендациям экспертов налогоплательщик может быть уверен в том, что его компания чиста перед ФНС и в ходе предпроверочного контроля налоговики не найдут нарушений. Это значит, что можно спокойно продолжать вести бизнес, не беспокоясь о проверках и штрафах.
Но, если в процессе предпроверочного анализа выявятся необоснованные налоговые выгоды или другие нарушения, доначислений и штрафов не могут быть избежаны. Поэтому обратившись к специалистам, налогоплательщик может защитить себя от возможных рисков и избежать неприятностей.
Для каждого предпринимателя актуальным вопросом является защита бизнеса. Но как справиться с такой задачей? Дмитрий Сидоренко, генеральный директор Fomix Consulting Group, поделился своим мнением на этот счет.
«В настоящее время невозможно успешно ведение бизнеса без знания налогового права. Неправильное применение налогового законодательства может привести к штрафам, а в худшем случае — к ликвидации предприятия или уголовной ответственности. Однако количество и суть нормативных документов о налогообложении так велики, что разобраться в них без соответствующего образования и опыта весьма сложно. Кроме того, требования постоянно меняются. По этой причине очевидно, что для успешного и безопасного ведения бизнеса обязательно нужна помощь профессиональных консультантов по налоговому законодательству», — объясняет Сидоренко.
Юристы Fomix Consulting Group могут оказать помощь в защите бизнеса от налоговых проблем. Специалисты проведут анализ документов организации клиента, выявят возможные риски и подскажут, как им противостоять. Конечные результаты будут эффективной налоговой политики, сокращенных затрат и оптимизированной системы налогообложения.
Компания Fomix Consulting Group справляется с любыми сложностями, сохраняя при этом индивидуальный и профессиональный подход к каждому клиенту. Кроме того, Fomix специализируется на юридической защите бизнеса: оказывает услуги бухгалтера, решает корпоративные споры, консультирует клиентов по налоговым вопросам и помогает с регистрацией и ликвидацией юридических лиц.
Фото: freepik.com