Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)
Задержка психоречевого развития у детей
В настоящее время число детей, испытывающих трудности в речевом развитии, продолжает расти. И хотя отставание речи не является тяжелой проблемой, если ее диагностировать вовремя, но без должного внимания это состояние может привести к серьезным последствиям в будущем. Родители несут ответственность за обнаружение этого заболевания у своих детей, направление на компетентное обследование и выбор лучших специалистов. Если проблему не устранили вовремя, то с возрастом нарушения только усугубляются, что влияет на психику и учебную деятельность ребенка, а также осложняет его общение с сверстниками.
Согласно современной статистике, число случаев неврологических и психических заболеваний у детей значительно выросло за последние два десятилетия. Задержка психоречевого развития становится причиной замедления и формирования мышления, в то время как некоторые психические и неврологические заболевания могут повлиять на отставание в речевом развитии.
Задержка психоречевого развития обычно диагностируется у детей старше трех лет. Это связано с тем, что в этом возрасте начинается активное общение с окружающими и появляется возможность заметить нарушения в развитии. Однако, обнаружить проблему лучше всего на более ранней стадии, даже в двух-трехлетнем возрасте. Если отставание в речевом развитии заметно в семилетнем возрасте, то шансы на полное выздоровление резко снижаются.
Конечно, успех лечения задержки психоречевого развития зависит от многих факторов, включая степень проблемы и используемые методики. Но как показывает практика, чем раньше родители замечают признаки данного заболевания у ребенка, тем больше есть шансов на полное выздоровление. Идеально, когда проблема обнаруживается в два-три года.
Как распознать задержку психоречевого развития (ЗПРР): симптомы и признаки
Если задержка происходит по причинам, связанным с генетическими факторами, то она может проявляться уже на ранних стадиях детства.
Симптомы задержки психоречевого развития:
- 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (что также может быть симптомом аутизма);
- 8-9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- 1 год: ребенок очень тихий, почти не произносит звуков;
- 1,5 года: не говорит простых слов (например, "мама" или "дай"), или не воспринимает их и не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; также может иметь трудности с жеванием;
- 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не может повторять за другими новые слова;
- 2,5 года: использует не более 20 слов, не может составить простые фразы из двух-трех слов, не знает названий частей тела или предметов;
- 3 года: не может самостоятельно образовывать предложения, не понимает простых рассказов. Ребенок может говорить слишком быстро, не отделяя слова четко друг от друга, или слишком медленно, растягивая слова. Когда к нему обращаются взрослые, он может дословно повторять их слова.
У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может быть повышенное слюноотделение и всегда приоткрытый рот. Такие дети часто бывают гиперактивными, агрессивными, неспособными к сосредоточенности, быстро устающими и с плохой памятью. Кроме того, у таких детей может быть неразвитое воображение и ограниченный набор эмоциональных выражений, что затрудняет их общение с другими детьми. Симптомы ЗПРР могут также проявляться в органических нарушениях. При использовании методов, таких как электроэнцефалография (ЭЭГ) или вызванные потенциалы (ВП), часто обнаруживаются нарушения в левом полушарии мозга, которое отвечает за развитие речи.
Чем дольше задержка психоречевого развития продолжается у ребенка, тем больше его психическое и умственное развитие замедляется. Ведь чем старше дети становятся, тем больше информации они получают через речь других людей. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР нужно начинать как можно раньше.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка развития речи и психической деятельности у детей не представляют собой самостоятельные заболевания. Это результат отклонений, возникших в развитии головного мозга и центральной нервной системы.
Существуют следующие факторы, которые способствуют задержке речевого и психического развития:
- Болезнь матери во время беременности. Ненормальное развитие плода может произойти вследствие проникновения инфекции, травмы, отравления.
- Гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе матери.
- Тяжелые условия родов, такие как стремительные или неполные роды, обвитие пуповины вокруг шеи плода или травма в момент рождения, такие как перинатальная энцефалопатия, травма центральной нервной системы или травма шейного отдела позвоночника.
- Перенесенные детством тяжелые инфекции, которые вызывают заболевания мозга, а также полученные травмы и травмы головы.
- Генетические и хромосомные нарушения, которые сопровождаются отклонениями в структуре мозга.
- Неправильное воспитание ребенка, когда дети растут без должного внимания или наоборот - слишком сильных и строгих родительских методов. Они могут также выходить из дисфункциональных семей.
- Тяжелый психический стресс и травма, полученные в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызвать задержку психического и речевого развития:
- Врожденные аномалии центральной нервной системы;
- Эпилепсия и другие неврологические заболевания;
- Ишемия головного мозга;
- Гидроцефалия;
- Повышенное внутричерепное давление;
- Детский церебральный паралич (ДЦП);
- Опухоль головного мозга;
- Патологии сосудов головного мозга;
- Лейкодистрофии;
- Нарушение ликвородинамики.
Нужно подчеркнуть, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Корректировать нужно не только ЗПРР, но и причины ее возникновения в первую очередь.
Аутизм, связанный с ЗПРР
Когда работа центральной нервной системы (ЦНС) сбоит или организм ребенка подвергается воздействию сильных инфекций, то это может привести к задержке не только в речевом и психическом развитии. В ряде случаев заболевание сопровождается проявлениями расстройств аутистического спектра. Давайте рассмотрим их признаки в поведении ребенка.
- Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, неумение улыбаться или общаться с родителями.
- Склонность к агрессии, направленной как на окружающих, так и на себя (кусание себя или удары).
- Стереотипное поведение: раскачивание на месте, хождение по кругу, вертение в руке одного предмета, компульсивное расстановка предметов в определенном порядке и негативная реакция на новые условия.
- Неумение играть с игрушками, предпочтение конкретных игрушек или их частей.
- Избегание общения со сверстниками и неумение взаимодействовать с ними.
Также непонимание обращенной речи является признаком аутизма, а также задержка в развитии речи. Если Ваш ребенок проявляет перечисленные признаки, то лечение должно проводиться совместно с психологом и логопедом-дефектологом, а также другими специалистами.
Как излечить задержку психического развития
Лечение задержки психического развития (ЗПРР) необходимо начинать комплексно и как можно раньше. К числу специалистов, участвующих в процессе терапии, относятся психиатры, неврологи, логопеды-дефектологи, психологи и нейропсихологи. Если задержка психического развития не является сильно выраженной и лечение начато на ранней стадии, то ожидаются положительные результаты. Однако, если лечение начато поздно, то шансов на улучшение развития и способности учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками у ребенка будет меньше.
Методы лечения задержки психоречевого развития у детей
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) — это последствие различных нарушений в нервной системе ребенка. К счастью, в современной медицине существует ряд методов, которые помогают улучшить здоровье детей с ЗПРР.
Микротоковая рефлексотерапия является одним из методов лечения ЗПРР. Этот метод включает воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Импульсы помогают восстанавливать работу центральной нервной системы в зонах, где она была нарушена. Врач, используя аппарат, воздействует на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Микротоковая рефлексотерапия очень эффективна при гидроцефалии. Этот вид терапии разрешен для детей с шести месяцев.
Занятия с логопедом-дефектологом – еще один метод, помогающий детям с ЗПРР развивать память, мелкую моторику, мышление, а также учит правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.
Однако, одним лишь логопедом-дефектологом дело не ограничивается. Родители не должны обращаться к логопеду-дефектологу, если ребенок не был предварительно проработан другими специалистами.
Медикаментозная терапия – еще один метод лечения ЗПРР. Лекарства назначают врачи-неврологи или психиатры. Перед назначением медикаментов, врач проводит исследование через компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляя нарушения в работе ЦНС. И только после этого он разрабатывает индивидуальную схему лечения пациента. Чаще всего, неврологи назначают ноотропные лекарственные средства. Однако, не всегда психотропные препараты прописываются "по адресу". Некоторые случаи могут обойтись без них или заменой на другие лекарства.
Существует несколько методов, позволяющих корректировать задержку в психоречевом развитии (ЗПРР). Работа с детским психологом необходима в случаях, когда задержка в речевом развитии связана с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками. Альтернативные методы лечения, такие как иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики и различные развивающие упражнения, помогают в коррекции ЗПРР.
Важно отметить, что родители могут самостоятельно помочь своему ребенку, проводя с ним разные активности, такие как сборка паззлов, игры с музыкальными инструментами или подвижные игры. Также остеопатия может помочь детям с ЗПРР, путем мануального воздействия на активные точки на теле, сбалансируя работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка. Стоит заметить, что часто устранить ЗПРР с помощью логопеда-дефектолога или таблеток невозможно. Родители должны найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий различные методы.
Фото: freepik.com